Эмоциональное выгорание. Как его избежать? (консультация для воспитателей дошкольного образования всех групп)

    Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — вид профессиональной деформации лиц, которые в ходе своей деятельности тесно общаются с людьми. По сути, СЭВ – это защитный механизм психики, выработанный человеком в ответ на травмирующие воздействия профессиональных стрессов. Этот механизм проявляется в форме частичного или полного исключения эмоций в ответ на раздражители. То есть, человек просто перестает на них реагировать. Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования характеризуется высокими нагрузками на психоэмоциональную сферу личности. Большая часть его рабочего дня протекает в эмоционально напряженной обстановке: эмоциональная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей.
     Напряженные факторы подобного рода оказывают влияние на эмоциональное и физическое самочувствие педагога: появляется нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания. В отдельных случаях эмоциональное напряжение достигает критического момента, когда педагог теряет самообладание и проявляет себя в агрессивной форме (окрики, проявление гнева, раздражительности).
     Психологическое здоровье предполагает состояние полного душевного равновесия, умение владеть собой, способность быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и их преодолевать, в короткое время восстанавливать душевное равновесие.
    Обязательным условием профессионального развития личности является осознание приемов профессионального самосохранения, которое рассматривается как способность личности противостоять негативно складывающейся социально-профессиональной ситуации, максимально актуализировать профессионально-психологический потенциал, противостоять профессионально обусловленным кризисам, стагнации, деформациям, а также готовность к профессиональному самоизменению.
  Многие педагоги обладают недостаточной сформированностью адекватных способов эмоционального реагирования на трудности сложных непрогнозируемых ситуаций, обнаруживают низкий показатель степени социальной адаптации, что ведет к разрушительным последствиям психоэмоционального и физического самочувствия педагога, а также негативно сказывается на благополучии детей. Пути, средства укрепления профессионального здоровья педагога разнообразны. 
    Охране и восстановлению профессионального здоровья педагога в значительной степени способствует формирование положительного самовосприятия, самопринятия, самоуважения, т. е. позитивной оценки себя как способного человека, достойного уважения. Обладая высокой самооценкой и позитивным самоотношением, педагог оказывает положительное воздействие на самооценку детей, стимулирует у них стремление к успехам в деятельности, содействует развитию у них таких личностных качеств, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность в себе.
Упражнения на развитие позитивного самовосприятия
Упражнение «Контраргументы»
Составьте список ваших слабых сторон. Разместите его на левой половине листа. Па правой стороне против каждого пункта укажи­те то положительное, что этому можно противопоставить.
Упражнение «Представьте себя ребенком»
В каждом из нас до сих пор находится ребенок. Мы живем с грузом тех суждений, которые слышали, будучи детьми. Основа нашего жизненного сценария — то, как нас запрограммировали в детстве. Возьмите лист бумаги и сделайте на левой его сторо­не список всего того отрицательного, что Ваши родители, учителя, родственники говорили о Вас. А затем справа запишите все то хо­рошее, что Вам говорили о Вас родные и учителя.
Упражнение «Кто я»
Вам предлагается закончить предложения. Старайтесь отвечать откровенно.
Я горжусь собой, когда я...
Я симпатичный человек, потому что...
У меня есть такие два замечательных качества ...
Одна из самых лучших вещей; которые я сделал(а) в своей
жизни...
     Важным аспектом работы по профилактике стресса и выгорания в профессиональной деятельности является овладение приемами саморегуляции. В настоящее время для саморегуляции психических состояний используются разнообразные методы: дыхательная гимнастика, концентрация и визуализация, релаксация, аутогенная тренировка и др.
     Овладев ими , человек может более эффективно , рационально распределять свои силы в течение каждого дня, адекватно управлять собой в соответствии со сложившейся ситуацией.
                                                    Дыхательная гимнастика.
     Основы дыхательных упражнений заимствованы из системы йогов. Их смысл состоит в сознательном контроле за ритмом, частотой, глубиной дыхания. Между дыханием и эмоциональным состоянием человека существует тесная связь. При эмоциональном напряжении, волнении происходит задержка дыхания, оно становится прерывистым и частым. В свою очередь ритм и глубина дыхания могут вызвать определенные эмоциональные состояния. Наиболее часто используются мобилизующее и успокаивающее дыхание.
     Мобилизующее дыхание – это как бы зеркальное отражение успокаивающего дыхания: изменяются не выдохи, а вдохи, дыхание задерживается не после выдоха, а после вдоха. Мобилизующее дыхание помогает преодолеть вялость и сонливость при утомлении, Оно способствует быстрому и безболезненному переходу от сна к бодрствованию, мобилизации внимания.
     Успокаивающее дыхание характеризуется постепенным удлинением выдоха до продолжительности удвоенного вдоха. В дальнейшем удлиняются уже вдохи, пока не сравняются с выдохами. Затем все фазы дыхательного цикла вновь укорачиваются. Успокаивающее дыхание полезно использовать, чтобы погасить избыточное возбуждение и нервное напряжение. Этот тип дыхания может нейтрализовать нервно-психические последствия конфликта, снять волнение.
     Эффективность влияния дыхательных упражнений на эмоциональное состояние увеличивается, если они используются в комплексе с другими способами эмоциональной саморегуляции. Одним из таких способов является использование приемов воображения, или визуализации.
     Визуализация – это создание внутренних образов в сознании человека, она помогает человеку активизировать его эмоциональную память. Воспроизведя в своем сознании образы внешнего мира, можно быстро отвлечься от напряженной ситуации, восстановить эмоциональное равновесие.
     Разновидностью визуализации являются упражнения сюжетного воображения, которые основаны на преднамеренном использовании цвета и пространственных представлений в сознании человека. Сознательные представления окрашиваются в нужный цвет, соответствующий моделируемому эмоциональному состоянию. Цвет обладает мощным эмоциональным действием на нервную систему.
      Зеленый цвет действует успокаивающе, он снимает напряжение , повышает работоспособность, снижает утомляемость.
     Желтый цвет вызывает бодрость и хорошее настроение, тонизирует нервную систему.
     Оранжевый – бодрит, стимулирует активную деятельность, создает чувство благополучия и веселья.
     Голубой – вызывает спокойствие, создает ощущение прохлады, действует успокаивающе.
     Синий – успокаивает, снижает физическое напряжение.
     Красный – возбуждает, вызывает ощущение теплоты, при длительной работе в красном помещении возникает утомление, при кратковременной – повышается работоспособность.
     Фиолетовый – подавляет, угнетает настроение.
     У каждого человека при напряженном эмоциональном состоянии меняется мимика, повышается тонус скелетной мускулатуры, темп речи, изменяется дыхание, пульс, цвет лица.
    Эмоциональное напряжение может пойти на убыль, если внимание человека переключается от причины гнева, на внешние проявления – выражение лица, слезы и др.
     Самый простой, но достаточно эффективный способ эмоциональной саморегуляции – расслабление мимической мускулатуры. Научившись расслаблять лицевые мышцы, а также и произвольно, сознательно контролировать их состояние, можно научиться управлять и соответствующими эмоциями.
     Существует множество физиологических механизмов разрядки, которые восстанавливающе действуют на человека. Внешне они проявляются в виде плача, смеха, желания ударить, выговориться и т.д., их не надо блокировать, сдерживать.
Ø Возникающее чувство раздражения, агрессии можно снять с помощью физической разрядки: сделать несколько ударов ногой по воображаемому предмету, побоксировать подушку, «выпустить пар».
Ø Можно разрядить эмоции, выговорившись до конца кому-либо. Когда человек выговориться, его возбуждение снижается, он может осознать свои ошибки и принять правильное решение.
Ø Чтобы быстрее восстановилось состояние после неприятностей, необходимо дать себе усиленную физическую нагрузку.
Ø Найдите место, где можно вслух проговорить, прокричать то, что возмущает, обижает, выплакаться. По мере того, как эти действия будут выполняться, раздражение, гнев, обида уйдут.
Ø Переключитесь на интересную деятельность, любимое занятие – создайте новую доминанту.   При перевозбуждении в коре головного мозга образуется доминантный очаг возбуждения, который обладает способностью тормозить все остальные очаги, подчиняет себе всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека. Значит, для успокоения надо ликвидировать, разрядить эту доминанту или же создать новую, конкурирующую. Чем увлекательнее дело, тем легче создать конкурирующую доминанту.
                                                          Литература.
1. Башлакова, Л.Н. Психологические занятия-тренинги в детском саду / Л.Н. Башлакова. – Мн.: «Технопринт», 2004. – 208 с.
2.Профессиональное выгорание педагогов: сущность, диагностика, профилактика. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www. b17.ru .
3. Семенова Е.М. Психологическое здоровье ребенка и педагога. - Мозырь: Белый ветер, 2010.-174с.





Комментариев нет:

Отправить комментарий