Игры и упражнения на развитие познавательных процессов детей с особенностями речевого развития

 Игры и упражнения на развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти (для детей 4-6 лет).

    Упражнение на развитие слуховой памяти. Ребенку зачитываются слова с установкой на запоминание: мед, круг, глаз, муха, замок, дом, лес, кот, брат, игра.

    Упражнение «Чистоговорки» (развитие слухового восприятия, фонематического слуха). Ребенку предлагается повторить чистоговорки: шапка у мишки; синичка, синичка – воробью сестричка; течет речка, печет печка; проворонила ворона вороненка.

    Упражнение на развитие координации движений и графических навыков. Ребенку предлагается нарисовать одновременно обеими руками в тетради два круга и заштриховать их.

    Игра «Повторим рассказ» (развитие слухового внимания и восприятия, произвольной памяти, монологической речи). Ребенок слушает небольшой рассказ из 4-5 предложений и повторяет его. Пример. Дети гуляли в зоопарке. Они увидели в клетке смешную обезьянку. Мартышка весело прыгала и кувыркалась. Она очень понравилась всем ребятам.

    Упражнение на развитие слуховой памяти. Ребенку предлагают внимательно послушать и повторить стихотворение.
Хозяйка однажды с базара пришла.
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Пертушку и свеклу.
Ох!

    Игра на развитие слухового восприятия, способности к переключению внимания. Взрослый называет слова, а ребенок по договоренности должен отреагировать на некоторые из них. Например, он хлопает в ладоши, когда встретится слово, обозначающее школьную принадлежность; должен топнуть ногой на слово, обозначающее животное.

    Игра «Узнай по звуку» (развитие слухового внимания, сосредоточенности).
Материал: бумага, деревянный брусок, металлические ложки, глиняные кружки, барабан и другие предметы. Ребенок сидит спиной к взрослому, который производит шумы и звуки разными предметами. Ребенок должны узнать предмет по звуку.

    Игра «Где шумит?» (развитие слухового восприятия, пространственной ориентации, произвольного внимания).
Материал: звонок (бубен, погремушка). Ребенку завязывают глаза, взрослый тихо встает в стороне и звонит в звонок. Ребенку нужно рукой указать направление звонка и обозначить его словом (сзади, спереди, справа,слева).

    Игра «Кто как кричит» (развитие слухового восприятия, звуковой культуры речи). Взрослый бросает мяч ребенку и спрашивает: «Как кричит лошадка (свинка, корова, кот, собака, курица и т.д.). Ребенок ловит мяч, произносит соответствующие звуки, затем возвращает мяч взрослому.

    Игра «Буква заблудилась» (развитие слухового восприятия, фонематического слуха). Взрослый предлагает ребенку послушать стихи и сказать, какая буква заблудилась и как от этого изменились слова:
Синеет море перед нами. Летают майки над волнами.
На виду у детворы крысу красят маляры.
Сели в ложку и айда, плаваем туда-сюда.

    Игра «Запомни звуки» (развитие слуховой памяти и внимания). У ребенка в руке палочка. Взрослый просит запомнить, сколько раз он хлопнет в ладоши и сколько постучит палочкой по столу. После каждого хлопка или удара ребенок воспроизводит звуки.

    Упражнение «Воспроизведение ритма» (развитие слухового восприятия). Взрослый отбивает рукой определенный ритм, а ребенок должен воспроизвести его.

    Упражнение «Запомни игрушки» (развитие зрительного внимания). Взрослый расставляет 6-8 игрушек по порядку и просит ребенка запомнить их расположение. Ребенок отворачивается, а взрослый меняет местами пару игрушек. Ребенку предлагается посмотреть и назвать игрушки, которые поменялись местами. Данное упражнение можно проводить в различных вариантах, используя вместо игрушек картинки, разноцветные счетные палочки и т.д.

    Игры и упражнения на развитие пространственной ориентации (для детей 4-6 лет).

    Игра «Магазин ковров» (развитие пространственной ориентировки, умения действовать по заданию взрослого). Перед ребенком вывешиваются изображения ковров с различными геометрическими узорами. Взрослый говорит ребенку, что сейчас он будет находить ковры по описанию: «Найди ковер, в середине которого расположен квадрат и сверху 3 круга; найди ковер, в центре которого расположен круг и справа 2 прямоугольника и т.д.».

    Игра «Муха» (развитие пространственной ориентации). Материал: листы бумаги А 4, фишка. Ребенку предлагается по заданию педагога разместить муху (фишку) в правый верхний угол, в центр, в левый нижний угол и т. д.

    Игра «Геометрические ковры» (на развитие пространственной ориентации и умения действовать по правилу)
Ребенку дается набор геометрических фигур и лист бумаги форматом А4. Ему предлагают сделать коврик, украшенный геометрическим орнаментом. Например: в середине большой круг, в верхней части листа – 4 квадрата, в нижней части листа – 4 треугольника, слева – 3 овала, справа – 3 прямоугольника.

    Упражнение «Кораблик» (развитие пространственного воображения, зрительной координации). Взрослый раздает ребенку карточки с точками, соединив которые в определенном порядке, можно получить рисунок.

    Упражнение на развитие координации движений и графических навыков. Ребенку предлагается нарисовать одновременно обеими руками в тетради два круга и заштриховать их.

    Игры и упражнения на развитие мыслительных операций (обобщения, классификации), развитие образно-логического мышления и речи (для детей 4-6 лет).

    Упражнение «Назови одним словом».
Варианты групп слов:
Тарелки-стаканы-чашки (посуда)
Стол-стул-диван (мебель)
Рубашка-брюки-платье (одежда)
Сапоги-валенки-туфли (обувь)
Суп-каша-кисель (еда)
Береза-елка-сосна (деревья)
Гусь-воробей-голубь (птицы)
Карась-щука-окунь (рыбы)

    Игра «Четвертый лишний» (на развитие образно-логического мышления и речи)
Ребенку предъявляются четыре картинки, три из которых имеют обобщающий признак, а четвертая не подходит под этот признак, и ее нужно исключить. Например: курица – гусь – утка – яйцо. Варианты предлагаемой серии картинок:
Пирамидка-матрешка-портфель-кукла
Сосиски-печенье-тарелка-сыр
Чайник-кружка-колбаса-кастрюля
Кепка-шапка-шляпа-тапочки
Мандарины-бананы-помидоры-лимоны

    Игра на развитие логического мышления.
Ребенку зачитывается несколько групп слов по 4-5 слов в каждой. Три из них объединены общим понятием, а одно лишнее. Необходимо его исключить и объяснить свое решение.
Варианты группы слов:
Заяц-лось-овца-волк
Диван-кровать-тетрадь-парта
Ухо-лицо-нос-рот
Молоко-сливки-сметана-мясо.

Варианты группы слов:
Рысь-медведь-кошка-тигр-лев
Яблоко-слива-огурец-груша-персик
Ложка-тарелка-кастрюля-сумка-самовар
Змея-паук-ящерица-дерево-улитка
Гусь-лебедь-павлин-курица-кролик.

    Упражнение на развитие логического запоминания.
Взрослый: Сейчас я буду показывать тебе картинки и называть слова, как –то связанные с ними по смыслу. Постарайся запомнить все слова к показанным картинкам:
Книга слово
Кастрюля плита
Зонт дождь
Очки глаза
Кукла игрушки
Дерево лес
Цветы сад

    Игра «Четвертый лишний» (на развитие логического мышления и речи)
Ребенку зачитывается несколько групп слов по 4 в каждой. Три из них объединены общим понятием, а одно лишнее. Необходимо его исключить и объяснить свое решение.
Варианты группы слов:
Книга-телевизор-магнитофон-компьютер
Береза-дуб-сосна-подосиновик
Мыло-метла-шампунь-мочалка
Платье-свитер-шапка-рубашка.

    Упражнение на развитие смысловой памяти и логического мышления.
Ребенку предлагают послушать 10 слов, к которым необходимо подобрать связанные с ними по смыслу слова:
лопата (работа, копать)
письмо (писать, получать)
мел (доска, писать)
гриб (лес, осень)
мороз (холод, снег)
хлеб (свежий, черствый).

    Упражнение на развитие логического мышления и смысловой памяти.
Ребенку предлагают 6 пар слов, связанных между собой по смыслу. К каждой паре нужно подобрать по смыслу третье слово:
Яйцо-курица- (цыпленок)
Лес-дерево- (доска)
Дом-город- (улица)
Река-озеро- (море)
Шуба-холод- (мороз)
Птица-полет- (гнездо)
Ночь-луна- (звезды)
Ребенок-нежность- (радость)



Комментариев нет:

Отправить комментарий