Условия сохранения физического и психологического здоровья вновь прибывших воспитанников в период адаптации

В каком бы возрасте ребенок ни пришел впервые в детский сад, для него это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ведь ломается привычный стереотип жизни, в котором ребенок чувствовал себя спокойно и уверенно, так как успел к нему приспособиться и уже примерно знал, что за чем в течение дня последует и как это будет происходить.
Второй чрезвычайный психотравмирующий фактор - разлука с матерью и другими близкими взрослыми, которые заботились о ребенке с рождения. Это порождает ощущение тревоги, неуверенности, незащищенности. Чтобы удостовериться, что этого не произошло, дети иногда начинают вести себя недопустимым образом, как бы проверяя, насколько может разгневаться на него мама, которая не хочет больше его видеть, а заодно и эта новая тетя, с которой его оставляют, и определить таким образом, добрая она или злая, любит его или нет. Нужно отметить, что в большинстве случаев ни педагоги, ни родители не отдают себе в полной мере отчета в том, насколько ответствен момент выхода ребенка в детский сад, насколько серьезные, хотя иногда и не сразу бросающиеся в глаза последствия он может иметь. Очень важно, чтобы воспитатели и родители в этот период относились к ребенку очень бережно и внимательно, стремились помочь ему пережить этот трудный момент жизни, а не упорствовали в своих воспитательных планах, не боролись с «капризами». К воспитателю ребенок также должен иметь возможность привыкнуть и удостовериться в том, что он готов взять на себя заботу о его благополучии, что на него «можно положиться». Это требует времени и терпения со стороны взрослого. Первые контакты с ребенком должны быть контактами помощи и заботы. Основная задача педагога — заслужить доверие ребенка.
Наконец, совершенно непривычно для ребенка и представляет значительную нагрузку для его нервной системы пребывание среди 15 - 20 сверстников. Ребенок включается в достаточно сложную систему отношений, распределения игрушек и внимания воспитателя, согласования намерений и желаний разных детей. Важно отдавать себе отчет, что даже уровень шума в группе поначалу может быть сильным психотравмирующим фактором. Чтобы привыкание ребенка к детскому саду было максимально безболезненным, нужно сделать его постепенным.
Итак, в период адаптации у ребенка возникает переделка ранее сформированных динамических стереотипов и происходит преодоление психологических преград. Стресс может вызвать у малыша защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими, ухода в себя и др. Для более оптимального осуществления периода адаптации переход ребенка из семьи в учреждение дошкольного образования необходимо сделать по возможности более плавным.
В раннем возрасте (второй-третий годы жизни) наибольшее значение в период адаптации имеет уровень социализации, в частности наличие или отсутствие общения ребенка со сверстниками. Немаловажную роль играет формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность.
Положительное влияние на течение процесса адаптации оказывает вопрос его организации. Воспитатель должен заранее познакомиться с детьми, поступающими в группу.
Дети двух лет любознательны, их можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями. Они хорошо понимают речь взрослого, их, по сравнению с малышами до 2-х лет легче успокоить, у них уже есть опыт общения с разными людьми. Однако не следует забывать, что дети одного и того же возраста по-разному привыкают к новым условиям. Это зависит от индивидуальных особенностей их нервной системы.
Одни дети в первые дни пребывания в детском саду громко плачут, отказываются от пищи, не хотят играть, заниматься, сопровождая все бурным протестом. Но через два - три дня ребенок успокаивается, у него восстанавливается аппетит, сон, он охотно общается с воспитателями и детьми. Есть дети, которые в первые дни внешне ведут себя спокойно. Они послушно садятся есть, но едят без аппетита, лежат с закрытыми глазами, но долго не засыпают, берут предложенную им игрушку, но не играют с ней. Когда приходят родители за таким ребенком - он с плачем бросается к ним. Подобные дети нуждаются в помощи воспитателей и родителей. Такое внешне спокойное, но подавленное эмоциональное состояние может длиться очень долго и привести к заболеванию.
На характер адаптации оказывает влияние и то, из каких условий приходит ребенок в детский сад, что меняется в условиях его жизни. Часто полностью изменяется режим, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения. В этом случае ребенку трудно перестроиться; нарушается его сон, аппетит, эмоциональное состояние; может повыситься температура. Состояние эмоционального дискомфорта, переживаемое ребенком, может привести к снижению сопротивляемости организма. Вот почему многие дети в период адаптации могут болеть. Поэтому родители совместно с сотрудниками учреждения дошкольного образования должны приложить все усилия к тому, чтобы помочь малышу приспособиться к новым условиям с минимальными потерями в физическом и психическом здоровье. Конечно, малышу легче приспособиться к новым условиям, если в семье он жил по режиму, который соответствовал возрасту, ему давали разнообразную пищу, у него сформированы навыки самообслуживания и общения. Итак,
Работа воспитателя с родителями 
Когда родители (желательно мама) ребенка приходит к вам в группу, выйдите к ней навстречу, поздоровайтесь, обращаясь по имени и отчеству, представьтесь. Затем пригласите ее осмотреть группу. Покажите шкафчики, в которых дети хранят свою одежду, расскажите, куда какие вещи они убирают, чтобы мама почувствовала: у вас в группе - порядок, и вы следите за вещами детей. Объясните, что ребенок сам может выбрать из свободных шкафчиков тот, который ему понравится, и принести из дома красивую картинку, чтобы наклеить на шкафчик. Расскажите, какие вещи нужны в качестве сменных. Затем проведите маму в групповую комнату. Покажите игрушки и пособия. Расскажите, что с детьми будут проводиться занятия, они будут рисовать и лепить, петь и танцевать, слушать сказки, что ребенок, если захочет, может принести из дома любимые игрушки. Покажите маме спальню, расскажите, что за каждым ребенком закреплена определенная кровать, на которую тоже можно наклеить картинку. Если у мамы будут пожелания, куда лучше положить ее малыша, по возможности выполните ее просьбу. Покажите туалетную комнату, отметьте специально, что у каждого ребенка свое полотенце и свой горшочек, которым пользуется только он. Затем расскажите о режиме дня, выясните, соблюдается ли он дома и насколько отличается от принятого в детском саду. Постарайтесь убедить маму, что принятый в детском саду режим желательно соблюдать и в выходные дни. Присядьте вместе с мамой и расспросите ее, как она настроена, тревожит ли ее что-нибудь в связи с тем, что ее ребенок пойдет в детский сад. Пусть подробно расскажет вам, что ее беспокоит, и вы вместе обсудите, как облегчить период адаптации. Важно, чтобы мама почувствовала: вы выделяете ее малыша из общей массы детей и готовы принимать во внимание особенности его характера. Договоритесь точно, когда ребенка в первый раз приведут в детский сад (желательно утром, ближе к концу завтрака, накормленного). Родители надеются на то, что вы будете внимательно прислушиваться к их просьбам и пожеланиям относительно детей; с вами можно будет посоветоваться о ребенке; вы будете рассказывать, чем занимаетесь с детьми, как ведет себя их ребенок в группе, что у него хорошо получается; вы будете ласковы с детьми; дети всегда будут чистыми, тепло и аккуратно одетыми, сытыми и жизнерадостными.
Для того чтобы обрести в лице родителей ребенка союзников, нужно учитывать, что общение имеет свои закономерности. Прежде всего, следует настроиться на диалог, а не на поучение. Помните, что критика бесполезна потому, что она заставляет человека обороняться и, как правило, стремиться оправдать себя. Критика опасна потому, что она наносит удар по его гордости, задевает чувство собственной значимости и вызывает обиду. Будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу, и люди будут хранить в памяти ваши слова и повторять их через много лет после того, как вы их уже забудете. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче.
Первые контакты с ребенком. Первая неделя. 
Вы выходите навстречу маме и малышу, ласково улыбаетесь, здороваетесь, располагаетесь так, чтобы ваши глаза оказались на одном уровне с глазами ребенка. Протяните к нему руки, погладьте его, возьмите за руки, если он охотно идет на физический контакт. Если же ребенок прижимается к маме - не настаивайте. Пусть мама держит ребенка за руку столько, сколько он захочет. Не надо ругать его за то, что он испугался. Постарайтесь его чем-нибудь заинтересовать. В раздевалке покажите шкафчики, расскажите, что у каждого из детей есть свой шкафчик с любимой картинкой, куда они кладут свои вещи. Скажите ребенку, как можно вас называть. Форма обращения может быть разной в зависимости от того, какую считаете приемлемой вы сами. Предложите ребенку раздеться и пойти посмотреть игрушки. Вводя его в группу, обратитесь к другим детям: «А это к нам пришел... А вот Саша, это Нина, это Олег...» Если малыш сразу побежит к игрушкам, пусть играет. Если же он не отпускает руку, пройдите с ним в игровой уголок вместе. Через какое-то время вы покажете ребенку, где туалет, предложите воспользоваться им. По мере надобности помогите ему раздеться и одеться. Помните: первые контакты с ребенком - контакты помощи и заботы. Он должен понять, что на вас можно положиться, как на маму, что вы готовы помогать ему и защищать его в новом для него месте. Когда дети начинают собираться на прогулку, помогите ребенку застегнуть пуговицы, завязать шапку. С прогулки мама забирает ребенка домой. Так проходи первая неделя.
Вторая неделя. 
Малыш остается в группе в течение такого же времени, что и в первую неделю. Если ребенок сам выразит желание пообедать или поспать вместе с другими детьми, адаптационный цикл закончится быстрее. Хорошо, если в течение этой недели ребенок привыкнет настолько, что будет сам идти на руки, на колени, будет принимать вашу ласку.
Третья неделя 
Взрослому трудно понять, насколько значим для ребенка переход к новым условиям кормления, новому вкусу того; что ему предлагают за завтраком, обедом. Чтобы дополнительно не травмировать малыша утром, в течение первых двух недель желательно кормить его дома. В течение третьей недели вы постараетесь приучить его есть в детском саду. Никогда и ничем нельзя кормить ребенка насильно! Докармливать можно только в том случае, если ребенок не возражает. Ребенок имеет право не любить то или иное блюдо, оно может показаться ему невкусным. Предложите ему свою помощь: покажите, что вы готовы покормить его так же спокойно и ласково, как мама, что вы не будете настаивать на том, чтобы он доел все или ел то, что ему заведомо не нравится. По окончании обеда, если ребенок отказывается ложиться спать, мама забирает его домой. Если ребенок хорошо адаптируется, через два-три дня можно предложить ему остаться и поспать со всеми детьми в группе, выбрать для себя кроватку. Если ребенок отказывается - эта работа переносится на четвертую неделю.
Четвертая неделя. 
Многие дети любят класть с собой в постель любимую игрушку. Если такая игрушка у ребенка есть, предложите ему принести ее с собой в детский сад. Пока ребенок будет есть, медвежонок или собачка могут устроиться в кроватке и ждать малыша там. Если ребенок не захочет, можно разрешить ему не спать, сказать, что он только полежит на кровати со своей игрушкой, может тихонько с ней поговорить. Обязательно нужно посидеть с ребенком, ласково погладить его. Желательно при этом тихо, шепотом говорить что-то ласковое, например: «Сашенькины ручки будут отдыхать, им тепло и хорошо... тепло и спокойно... Они лежат свободно... тепло и свободно... Глазки закрываются, тоже будут отдыхать... и ножки будут отдыхать...» Можно тихонько напеть колыбельную песню. Детей удивительно успокаивает всем известная мелодия песенки «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю...». Вы можете просто тихо напевать ее, как бы про себя, без слов.
Работая с детьми этого возраста, выбирая стиль общения с ними, важно помнить следующее: ребенок должен решить для себя, что воспитатель совсем как мама. Воспитатель должна быть особенно ласкова, внимательна к каждому вновь поступившему ребенку. Необходимо тщательно наблюдать за сном ребенка, его аппетитом и настроением и принимать все меры к тому, чтобы он не плакал и с первых же дней хорошо ел и спал. Если ребенок привык засыпать только при укачивании или поглаживании, следует, не дожидаясь его возбуждения перед сном, постоять около него, слегка покачать или погладить его.
Таким образом, необходимо продумать, на какое время родители будут оставлять малыша в детском саду первые дни. Вначале лучше сводить его на одну прогулку. Такая ситуация понятна ему, потому что он уже гулял во дворе с другими детьми. Потом на час - два, затем до обеда, постепенно удлиняя срок его пребывания в группе. Пригласите родителей малыша (лучше маму) в детский сад для того, чтобы ребенок вместе с родителями познакомился с обстановкой в группе. Если вы достаточно наблюдательны, то должны были заметить, что обычно новенькие не сводят глаз с входной двери, тянут воспитателя за руку и ведут его в приемную, надеясь увидеть там маму. Перед ребенком как бы закрывается его родной мир, в котором он чувствовал себя уверенно и защищенно. Нужно продемонстрировать малышу достоинства его нового мира, убедить, что он гораздо шире и интереснее. Поэтому в первые дни не мешает показать ему детский сад. Родители могут присутствовать на прогулке. Это создаст положительный настрой у малыша. Но при этом мама (папа) не занимаются ребенком, а делают какую-нибудь работу, т.е. должны быть рядом, а не вместе. Постепенно малыш начинает отходить от матери все дальше, а подружившись со сверстниками и воспитателем, «забывает» о ней.
Легче адаптировать к условиям дошкольного учреждения помогут малышу знакомые предметы из семейного окружения. В первые дни посещения детского сада желательно, чтобы ребенок брал с собой любимую игрушку, которая помогала бы ему эмоционально адаптироваться в мире чужих вещей. Можно организовать витрину с домашними фотографиями, на которых дети узнают себя, старших братьев и сестер, бабушек, мам, пап.
Нужно чаще предлагать ребенку попить. Выпив воды, он успокоится. Вода должна всегда находиться в одном месте, чтобы малыш мог показать, что хочет пить.
Затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук. Поэтому есть смысл предложить ребенку нанизывать на шнур крупные пластмассовые шарики, колесики от пирамидок («бусы»), соединять детальки крупного конструктора типа «Лего», играть резиновыми игрушками-пищалками. Хороший эффект дают игры с водой.
Неплохо, если периодически будет звучать спокойная негромкая музыка. В адаптационный период музыка, на фоне которой проходит деятельность детей, должна быть особой. Следует подобрать произведения, способствующие снятию нервного напряжения, например: «Король гномов» Шуберта, «Пятый ноктюрн» Шопена, «Утро» Грига и т.п. Музыкальное сопровождение жизнедеятельности малышей должно быть дозированным и строго определенным во времени (например, во время укладывания, кормления).
Лучшее лекарство от стресса - смех. Существует даже термин «смехотерапия». Нужно создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Для этого в группу часто вносятся игрушки-забавы, демонстрируются веселые (доступные возрастному пониманию), мультфильмы, приглашаются необычные гости - зайчики, клоуны, лисички... В их роли могут быть как взрослые, так и старшие дошкольники.
Вот ребенок с тоской ждет маму, но организуйте для него подвижные игры - и он забудет о своей тоске. Никто не будет плакать, если все дружно станут играть в веселый паровозик. Движения отвлекают ребенка от негативных эмоциональных переживаний, активизируют его, включают в совместную деятельность с другими детьми, развивают и познавательную и эмоциональную сферу. Таким образом, привлекая ребенка к подвижной игре, мы переключаем его внимание на деятельность присущую малышу. Чтение стихов с помощью движений вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, способствует развитию психических процессов, таких, как мышление, воображение. Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимает тревожность, неуверенность, зажатость у детей, развивает у них самостоятельность, инициативу. Игры с движениями можно включить и в утреннюю гимнастику, и в занятия, использовать в повседневной жизни. Такие игры объединяют деток и взрослых интересной совместной деятельностью, делают досуг детей разнообразным, веселым, общение непринужденным, настроение жизнерадостным, а день коротким. Объединенные веселой игрой, дети не замечают, как проходят минуты, часы расставания с мамой. Вечером уходят домой в позитивном настроении, с доверием к педагогам и детскому саду.
Необходимо создать специальные условия для того, чтобы ребенок ощущал связь между домом, семьей и детским садом: 

· уголок «Позвоним маме»;

· уголок эмоциональной разгрузки, где ребенок может уединиться, вспомнить своих близких: рассмотреть семейные фотографии, альбомы, в сумочках-рюкзачках найти любимую мягкую игрушку, предмет, дорогой сердцу;
· альбом «Будем знакомы!», в котором есть страничка каждого
ребенка, на ней фотографии родителей и других членов семьи.
Благоприятный эмоциональный микроклимат в группах поддерживается педагогами с помощью специально организованных приемов, помогающих справиться с чувством тревоги:
· использование элементов телесной терапии (взять на руки, обнять, погладить);
· использование элементов музыкотерапии при укладывании и подъеме детей;
· использование фольклорных и пальчиковых игр (Ой, люли, люди...», «Кто у нас хороший?», «Жил-был у деточки маленький носик»).
У многих ребят возникают трудности в общении. Как помочь в этом случае ребенку? Прежде всего, научите его играть с вами, а затем с детьми. Игры могут быть самыми простыми (катать мяч, машинку друг к другу). Постарайтесь заинтересовать ребенка игрой. Трудности в общении могут быть вызваны тем, что «домашние» дети не всегда умеют делиться игрушками. Не спешите обвинять малыша в жадности. В ситуации, когда просим поделиться своими игрушками с другими детьми, мы говорим об одолжении, т.к. игрушки возвращаются малышу после игры. В детском саду эта просьба означает соблюдать очередность, потому что игрушки здесь не принадлежат ребенку лично. Покажите, как просить вещь, игрушку у другого, как поблагодарить, как подождать, когда кто-то пользуется общими предметами. Итак, учить видеть в других детях не помеху, а товарища по игре и совместной деятельности, учить сотрудничеству друг с другом должно стать нашей первоочередной задачей.
Обязательно надо включать такие моменты, когда в центре внимания оказывается каждый ребенок, при этом все смотрят на него и рады именно ему. Например, поиграть в игру, смысл которой - встреча: дети поочередно прячутся за ширму, все хором зовут по имени того, кто спрятался, и, когда он появляется, хлопают, машут ему руками, обнимают - иными слова любым способом выражают радость по поводу его появления.
У некоторых ребят происходит потеря уже имеющихся навыков. Например, дома просился на горшок, а в детском саду отказывается. Не волнуйтесь и ни в коем случае не стыдите, не ругайте малыша. Пройдет 2 – 3 недели, и все навыки у него восстановятся.
Во время адаптационного периода нужно учитывать все индивидуальные привычки ребенка, в том числе и вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его. Необходимо принять ребенка таким, каков он есть, не выказывая неудовольствия от неадекватного поведения, отсутствия самостоятельности и прочего. Если у ребенка имеются отрицательные привычки, отучать его от них надо постепенно. Одновременно необходимо вести работу с родителями, чтобы как можно быстрее добиться единства воспитания в учреждении и дома.
Итак, в адаптационный период очень важно: 
использование игровой мотивации во всех режимных процессах;
личностно-эмоциональное общение с детьми;
организация совместной деятельности взрослого и ребенка;
оптимизация двигательной активности;
использование музыкотерапии;
организация жизнедеятельности ребенка с учетом его интересов и желаний;
проявление максимума терпимости ко всем просьбам и даже капризам ребенка;
сохранение постоянства обстановки в группе и порядка следования разных событий жизни, обозначая переходы от одного события к другому так, чтобы ребенок успевал на него настроиться;
наличие возможности индивидуального общения с каждым ребенком; не форсирование начала «групповой» жизни; знакомство детей друг с другом и установление незыблемых правил общежития. 
Список литературы. 
1.Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1993.
2.Алямовская В.Г. Ясли – это серьезно. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.
3. Кроха: пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. – М.: Просвещение, 2004.
4. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002.
5. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации // Ребенок в детском саду. - 2003. - № 2

Комментариев нет:

Отправить комментарий