Практическое занятие для воспитателей ДО "Конфликты и пути их разрешения"


     Цель: Закрепление навыков определения стилей поведения в конфликте, обучение конструктивному реагированию в конфликтной ситуации.
     Задачи:
1. Развитие навыков управления межличностными конфликтами;
2. Формирование умения эффективного поведения в конфликтных ситуациях;
3. Формирование навыков выбора стратегий разрешения межличностных конфликтов.
     Необходимые материалы: веревка 2 шт. по 5 метров, карточки с описанием конфликтных ситуаций (2 шт.), карточки для упражнения «Достойный ответ» (по числу участников), карта с изображением эмоциональных «островов».
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Теоретическая часть.
     В современном мире с конфликтными ситуациями мы сталкиваемся довольно часто: дома, на улице, и естественно на работе. И для того чтобы мы могли конструктивно разрешать конфликтные ситуации мы предлагаем вам семинар «Конфликты и пути их разрешения».
     Вопрос аудитории «Что такое конфликт?».
Конфликт- противодействие субъектов по поводу возникшего противоречия, действительного или воображаемого.
Причиной конфликта может стать различия в целях, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения.
Конструктивные стороны конфликта:
· конфликт дает увидеть скрытые отношения;
· конфликт даёт возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение;
· конфликт это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычные вещи;
· способствует сплочению коллектива в противоборстве с внешним врагом.
Деструктивные стороны конфликта:
· отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям;
· нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины (ухудшение социально - психологического климата в коллективе);
· ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений;
· временные потери. На 1 минуту конфликта, приходится 12 минут переживаний.
     Типы поведения в конфликтных ситуациях.
1. Соревнование (конкуренция) – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому,
2. Приспособление – принесение в жертву собственных интересов ради другого;
3. Избегание – отсутствие стремления к кооперации
4. Сотрудничество – участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон
5. Компромисс – это взаимные уступки, готовность поступиться своими интересами и частично учесть интересы другого ( один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает или оба проигрывают).
     Способы разрешения межличностного конфликта
1.Уклонение — нежелание участвовать в урегулировании конфликта и защищать собственные интересы, стремление выйти из конфликтной ситуации.
2.Приспособление — попытка смягчить конфликтную ситуацию и сохранить взаимоотношения, уступая давлению противника. Приспособление применимо к конфликтным ситуациям в отношениях между начальником и подчинённым.
3.Принуждение — это управление конфликтом путём давления, применение власти или силы, с целью заставить принять свою точку зрения.
4.Конфронтация ориентирована на достижение своих целей без учета интересов другой стороны. При этом нет возможностей для принуждения. Этот способ разрешения конфликта, ничего не разрешает.
5.Компромисс — это урегулирование конфликта путём взаимных уступок.
6.Сотрудничество предполагает совместный поиск решения, которое отвечает интересам всех сторон.
Лучший способ разрешения конфликта — сотрудничество.
Алгоритм выхода из конфликтной ситуации:
1. Признайте факт конфликта. Одна из основных ошибок, которая допускается в конфликте - это "закрывание глаз". Удобно думать, что все уляжется само собой. Но, к сожалению, не уляжется.
Невысказанные слова и негативные эмоции будут накапливаться и в конце концов приведут к взрыву и еще более серьезному конфликту.
2. Продумайте место и время. Часто рекомендуется решать конфликт сразу, "по горячему". Это хорошо, но не всегда. Если негативные эмоции сильны, лучше немного отложить решение конфликта. Продумайте, когда и где лучше всего поговорить со своей половиной так, чтобы свести к минимуму негатив.
3. Найдите смелость говорить. Только разговором можно решить конфликт. Проговаривайте Ваши чувства и переживания ("Я хочу помириться, но чувствую нерешительность"). Избегайте обвинений. Вместо "ты злой (злая)" лучше сказать "я чувствую злость с твоей стороны".
4. Контролируйте эмоциональный фон. Если в процессе разговора негативные эмоции возрастают, необходимо снять напряжение. Например: сделать 5-минутную паузу, перейти в другую комнату, приготовить чай...
5. Дайте возможность выговориться. Дайте себе позволение выслушать и понять Вашу половину. Пусть близкий Вам человек почувствует, что он действительно может выговориться, и его действительно будут слушать.
6. Попробуйте понять. Часто нам сложно понять позицию супруга или супруги. Тем более сложно принять ее. Попробуйте сделать следующее: мысленно посмотрите на происходящее со стороны. Вот перед Вами мужчина и женщина. У каждого своя правда. Каждый нуждается в понимании. Отнеситесь к ним одинаково не предвзято.
7. Совместно придумайте выход. Результатом Вашего разговора должен быть некий план, разработанный совместно. Такой, который устроит и мужа и жену. План должен быть конкретным и пошаговым. Кроме того, Вам необходимо договориться о том, как каждый будет выполнять его, и о том, что делать в непредвиденных ситуациях. 
Чего НЕЛЬЗЯ делать:
А. Нельзя обвинять друг друга. Ведь естественная реакция на обвинение (даже если оно справедливо) - агрессия.
Б. Нельзя вспоминать прошлые ошибки. Вместо того, чтобы припоминать ошибки и обиды, лучше сконцентрировать внимание на том, как выйти из ситуации.
В. Нельзя перебивать. Перебивание всегда сильно раздражает. В итоге Ваш собеседник сконцентрируется на агрессии вместо собственных переживаний.
Г. Нельзя высмеивать. Даже если чувства Вашей половины кажутся Вам странными, неприемлемыми или надуманными, демонстрируйте понимание. Иначе Ваш собеседник замкнется, и не захочет делиться самым важным.
Практическая часть:
1. Упражнение на взаимодействие «Веревочка»
Участника делятся на 2 группы, каждой группе выдается веревочка по 5 метром. Участники закрывают глаза и с помощью веревки строят треугольник, квадрат и круг. Разговаривать можно.
· Какие эмоции вы испытываете после выполнения данного упражнения;
· Удалось ли вам договориться и выполнять задание.
2. Работа в микро-группах. Упражнение «Разреши конфликт». 
Каждая группа получает задание разработать стратегию разрешения конфликтной ситуации (карточки с описанием конфликтной ситуации подготовлены заранее). Ответы обуждаются.
· Легко или сложно вам было найти выход из данной конфликтной ситуации;
· Какой стиль поведения вы использовали при выходе из конфликтной ситуации.
3. Упражнение «Достойный ответ»
Цель: Отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.
Все участники сидят в кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников.
Все слушатели по кругу (по очереди) произносят записанную на карточку фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого — достойно ответить на этот «выпад». Затем ответивший участник поворачивает­ся к своему соседу справа и зачитывает фразу со сво­ей карточки. Когда каждый выполнит задание, то есть побывает и в качестве «нападающего», и в качестве «жертвы», упражнение заканчивается и группа пере­ходит к обсуждению.
• Легко ли было выполнять задание; 
• Принимали ли участники близко к сер­дцу нелестное замечание о себе.
4. Упражнение «Крабы» (для выполнения этого упражнения необходимо просторное помещение)
Цель: сплочение коллектива, развитие сотрудничества.
Участники семинара делятся на группы по 4-5 человек. Каждая группа становится в круг спиной внутрь и берут друг – друга под руки, становясь так называемыми крабами. Задача: как можно быстрее добраться до финиша и поднять с пола предмет. От участников это упражнение требует умения договариваться, скоординировать свои движения. Упражнение можно усложнить, когда все участники становятся одним «крабом».
Рефлексия. Игра «Острова».
     На листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных «островов». Каждому участнику предлагается выйти к карте и маркером нарисовать свой кораблик в соответствующем районе карты, тем самым обозначив свое отношение к проведенному занятию. 
Литература.
1. Башлакова, Л.Н. Психологические занятия-тренинги в детском саду / Л.Н. Башлакова. - Мн.: «Технопринт» , 2004. - 208с.
2. Практические семинары и тренинги для педагогов.- вып.1. Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие / авт.-сост. Е.В. Шитова.- Волгоград: Учитель, 2009.- 171с.
3. Семёнова, Е.М. Психологическое здоровье ребёнка и педагога / Е.М. Семёнова, Е.П. Чеснокова. - Мозырь: Белый ветер, 2010.






















































































Комментариев нет:

Отправить комментарий