«Использование элементов кинезиотерапии как средства развития познавательных процессов и речи дошкольников с ОПФР» (консультация ля воспитателей дошкольного образования)

   Исторически сложилось так, что развитие функций речи и руки у человека шло параллельно, и первой формой общения людей друг с другом были жесты. В настоящее время учеными установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук и совершенствование речи непосредственно зависит от степени тренировки рук.
    Эта зависимость обусловлена тем, что в коре головного мозга зона, отвечающая за развитие тонких движений кисти руки, и речевая моторная зона расположены очень близко друг от друга.     На протяжении всего раннего детства четко прослеживается, как по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции.
    По результатам проведенных исследований с участием большого количества детей, была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
    Это подтверждается многочисленными результатами исследования детей, имеющими нарушения речевого развития. У таких детей помимо речи, нарушено формирование высших психических функций и мелкая моторика. Речь таких детей отличается бедностью словаря и грамматических конструкций, у них недостаточно развит фонематический слух. Дети данной категории не умеют самостоятельно пересказать прослушанный рассказ на заданную тему, составить рассказ по сюжетной картинке, описать предмет. При пересказе текстов дети с речевыми нарушениями ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц. Высказывания таких детей нецеленаправленны, обычно они используют примитивные грамматические конструкции, затрудняются связно выразить свою мысль. При изложении своих мыслей дети допускают много ошибок в построении предложений.
    Наибольшие трудности дети 5 – 6 лет с речевыми нарушениями испытывают при выполнении заданий на развитие мелкой моторики: завязывание шнурков, лепка, рисование, собирание мозаики, конструирование, штриховка. Можно отметить нарушение произвольной регуляции движений, недостаточную координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации.
    Одной из предпосылок успешного развития мелкой моторики является достаточно высокий уровень развития и координации мелких мышц кисти.
Исследования М.М. Кольцовой доказали, что развитие тонких движений пальцев рук ведет за собой формирование речи.
    Положительное влияние на развитие мелкой моторики, познавательных процессов и речи дошкольников с ОПФР оказали элементы кинезиотерапии, применяемые в работе с данными детьми.
    Кинезотерапия - от греч. kinesis – движение, therapia – лечение.
Движение как сложная, многослойная система, является как бы «зеркалом» состояния ребенка с одной стороны и «окошком», через которое мы можем воздействовать на его развитие, – с другой.     В работе с детьми, имеющими нарушения речи, могут использоваться следующие кинезиологические элементы: дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, танцевальные упражнения, психогимнастика, релаксационные упражнения.
    Для того чтобы коррекционная работа была успешной, необходимо создавать полноценную предметно-развивающую среду, которая предусматривает наличие пособий, оборудования и инвентаря, способствующих формированию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.          Неоценимую помощь дошкольникам с ОПФР могут оказать занятия с применением прищепок, пробок, шнуровки, пуговиц, круп. Эти упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, поддерживают интерес к занятиям.
    Занятия могут проводиться как самостоятельная деятельность или как часть пальчиковой гимнастики.
    Пальчиковая игровая деятельность, связанная с мелкой моторикой, благоприятно влияет на развитие не только речи дошкольников, но и развивает психологические познавательные процессы, обогащает эмоциональный интеллект. Пальчиковые игры – нетрадиционная форма развития речи. Они помогают использовать ресурсы головного мозга, развивая память, внимание, творческое мышление.
    Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Кроме того, что игры совершенствуют ловкость, они улучшают память и вырабатывают усидчивость, пробуждают фантазию ребенка.
    Виды пальчиковых игр:
пальчиковые игры с предметами;
активные игры со стихотворным сопровождением;
игры манипуляции;
пальчиковые игры на основе сказок;
пальчиковые игры с элементами массажа;
пальчиковые игры с музыкальным сопровождением;
пальцевые узоры.
    В языке жеста, мимики, позах, движениях всегда отражается внутреннее эмоциональное, душевное состояние ребенка. Способность музыки захватывать своим ритмическим строем, стимулировать и регулировать движения человеческого тела делает ее незаменимым компонентом разных видов кинезиотерапии. В связи с этим использование танцевальной терапии в работе с дошкольниками с ОПФР обеспечивает снятие эмоциональных зажимов. При этом танец и ритмические движения выступают в роли средства невербального общения и разрядки эмоционального напряжения.
    Кинезиотерапия с дошкольниками с проблемами речевого развития может проводиться в форме тематических занятий, построенных на образной импровизации педагога и группы детей. В занятие включаются различные упражнения, способствующие снятию психоэмоционального напряжения, обеспечивающие релаксацию, регуляцию эмоциональных состояний, коррекцию моторной сферы. Танцевальная терапия с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, предполагает использование различных видов танцевального искусства: образно-сюжетный танец- импровизация либо современный детский или народный танец. В занятия могут быть включены также элементы хореографической гимнастики, формирующие правильную осанку тела.
    Психогимнастика также используется в коррекционной работе с дошкольниками с ОПФР. Она включает в себя комплекс упражнений, игр, этюдов, целью которых являются сохранение психического здоровья ребенка с проблемами, а также коррекция психоэмоциональных и моторных нарушений у детей. На занятиях дошкольники обучаются элементам техники выражения эмоций с помощью выразительных движений, тела, навыкам релаксации.
Большое значение на таких занятиях придается коррекции коммуникативных нарушений, трудностей общения со сверстниками, нежелательных личностных особенностей. Во время занятий в основном используется невербальный материал, хотя словесное выражение чувств также может присутствовать в процессе работы с детьми. Важным разделом психогимнастики является коррекция психических функций (внимания, памяти, выразительной моторики) и эмоционально-волевой сферы, осуществляемая в играх, упражнениях, этюдах.
    Между дыханием и эмоциональным состоянием человека существует тесная связь. При эмоциональном напряжении, волнении происходит задержка дыхания, оно становится прерывистым и частым. В свою очередь ритм и глубина дыхания могут вызвать определенные эмоциональные состояния. В работе с детьми наиболее часто используются мобилизующее и успокаивающее дыхание.
    Мобилизующее дыхание характеризуется тем, что дыхание задерживается после вдоха. Мобилизующее дыхание помогает преодолеть вялость и сонливость при утомлении, Оно способствует быстрому и безболезненному переходу от сна к бодрствованию, мобилизации внимания.
    Успокаивающее дыхание характеризуется постепенным удлинением выдоха до продолжительности удвоенного вдоха. Успокаивающее дыхание полезно использовать, чтобы погасить избыточное возбуждение и нервное напряжение. Этот тип дыхания может помочь ребенку снять волнение, успокоиться.
    Таким образом, использование элементов кинезиологии в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи, позволяет оказывать комплексное воздействие на развитие ребенка, как на уровне эмоциональной, так и интеллектуальной сфер, развивая мышление, память, внимание и речь.
                                                            Литература
1. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1999. – 456 с.
2. Рогов, Е.И. Эмоции и воля / Е.И. Рогов. – М.:Владос, 2001. – 240 с.
3. Колодич, Е.Н. Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков / Е.Н. Колодич. – Минск.: РИПО, 1999. – 94 с.
4. Селиверстов, В.И. Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия / В.И. Селиверстов. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 208 с.
5. Воронова А.Е. Развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательных координаций у дошкольников с нарушениями речи средствами музыкально-ритмической деятельности. // Диагностика и коррекция трудностей развития у детей. – Иркутск.,2002.



















Комментариев нет:

Отправить комментарий