«Выявление детской одаренности на разных возрастных этапах» (консультация для воспитателей ДО всех групп)

 Каждый ребенок умен и талантлив по-своему.
Нет ни одного ребенка неспособного, бездарного.
Важно, чтобы этот ум, эта талантливость стали основой успехов
в учении, чтобы ни один ребенок не развивался ниже своих возможностей.
(Василий Александрович Сухомлинский).

    Одним из принципов дошкольного образования является принцип индивидуализации, в основе которого лежит создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями развития, склонностями, способностями. Именно поэтому, на сегодняшний день, становится актуальной проблема обучения и воспитания одаренных детей. Что такое одаренность и одаренный ребенок?
    Одаренность - это развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности. Большинство учёных называют одарённостью генетически обусловленный компонент способностей. В свою очередь, способности - это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности.
    Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности.
    Признаки одаренности:
    Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий.
    Одаренность может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений. Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.
    Поведение одаренного ребенка может быть описано следующими признаками:
    повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности;
    ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие;
    высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.
    Особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как факторы, ее порождающие. Блестящая память, феноменальная наблюдательность, способность к мгновенным вычислениям сами по себе далеко не всегда свидетельствуют о наличии одаренности. Поэтому наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о безусловном её наличии. Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности вариативны и часто противоречивы в своих проявлениях, поскольку во многом зависимы от предметного содержания деятельности и социального контекста.
    Виды одаренности
В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты.
Качественные характеристики одаренности выражают специфику психических возможностей человека и особенности их проявления в тех или иных видах деятельности.
Количественные характеристики одаренности позволяют описать степень их выраженности.
В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Выражение «одаренный ребенок» употребляется весьма широко. Если ребенок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одаренным. Он выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Детский возраст - период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка, что определяет особенность формирования и зрелость самого явления - одаренности.
Одаренного ребенка видно сразу, поскольку он явно выделяется среди остальных. Он может добиваться высоких результатов в определенном виде деятельности, а иногда и сразу в нескольких. Он обладают талантом, которого нет у других.
    Плюсы и минусы одарённости
Одарённость имеет положительную и отрицательную сторону.
К плюсам относятся отличные вербальные навыки, способность к творчеству, многообразие интересов, хорошая память, ярко выраженная индивидуальность и абстрактное мышление ребёнка.
К отрицательным чертам можно отнести диктаторские наклонности, завышенные требования к себе и окружающим, колебания интересов, различную скорость письма и мышления по сравнению с ровесниками, слабую физическую подготовку.
Для того чтобы подтвердить одарённость, собрать полную информацию о ребёнке у родителей, воспитателей и специалистов, работающих с ребенком. После того как собраны все данные и пройдены различные тесты, можно на основе данной информации делать выводы о наличии талантов и способностей. Такого ребёнка важно не упустить из виду и постараться воспитывать и обучать таким образом, чтобы он в дальнейшем приносил пользу обществу, в котором воспитывался. Одарённость классифицируется в соответствии с видами деятельности.
    Ученые выделяют:
количественную (насколько хорошо выражен талант) одаренность детей;
качественную (указывает на то, в чем проявляется особенность ребенка, в каком виде деятельности он преуспел больше остальных) одаренность детей.
    Признаки одаренности детей разного возраста (по А.И. Доровскому).
Раннее детство (1-3 года): неуёмное любопытство, бесконечные вопросы, умение следить за несколькими событиями, большой словарный запас, увлечённость словесным раскрашиванием, развитая речь, употребление сложных слов и предложений (развёрнутых). Повышенная концентрация внимания на чём-то одном, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна, способности к рисованию, музыке, счёту, нетерпеливость и порывистость, изобретательность и богатая фантазия.
Дошкольный период (4-7 лет): отличная память, интуитивные скачки (перескакивание через "этажи"), яркое воображение, нечеткость в разграничении реальности и фантазии, преувеличенные страхи, эгоцентризм, тонкая моторная координация, предпочитает общество старших детей и взрослых, доброта, открытость, понятливость; превосходное владение искусством речевой коммуникации; громадная любознательность, изобретение собственных слов, склонность к активному исследованию окружающего; острое реагирование на несправедливость.
Школьный период (8-17 лет): успех во многих начинаниях, высокие результаты, потребность в коллекционировании, классификации, с удовольствием принимает сложные и долгосрочные задания, великолепное чувство юмора, развитая оперативная память, сформированность навыков логического мышления, выраженная установка на творческое выполнение заданий, владение основными компонентами умения учиться, оригинальность словесных ассоциаций, построение четкого образа предстоящей деятельности, создание в воображении альтернативных систем.
В настоящее время выделено уже значительное разнообразие видов человече­ской одаренности. В их числе - общая интеллектуальная, художественная, творческая, социальная (лидерская, коммуникативная), психомоторная, кото­рые проявляются уже в дошкольный период.
Для одаренных детей на ранних этапах развития (до 2-3 лет) характерна высокая сензитивность (чувствительность) к новизне ситуации, проявляющаяся в более ярко выраженной и стойкой реакции на новый предмет, звук, изображение и т.д. У детей проявляется познавательная потребность – потребность в новых впечатлениях – оказывается сильнее физиологических потребностей во сне, пище и пр. Особенность познавательной потребности состоит и в том, что она не насыщаема, это обусловливает постоянное проявление широкой любознательности ко всему новому для ребенка. К 3-5 годам первичная исследовательская активность преобразуется в более высокие ее формы и проявляется в самостоятельной постановке вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному. У одаренных детей трудно выделить «возраст вопросов» (период, когда дети начинают задавать много вопросов, для обычных детей длится от 2,5 до 3,5 лет), потому что их вопросы появляются почти с самого начала активного говорения, и их количество так резко не уменьшается, как у их сверстников в 3-4 года. Вопросы одаренных детей более глубоки по содержанию, шире по тематике. У одаренных значительно раньше происходит превращение детских вопросов из необходимого средства речевого общения, познания мира в необходимое звено самостоятельного мышления. Пытливые дети уже к 5 годам пытаются найти ответы самостоятельно: находя и читая соответствующую литературу, наблюдая, пробуя экспериментировать. С 5-6 лет возросший уровень познавательной – исследовательской активности позволяет ставить интересующие ребенка проблемы, вопросы и осуществлять самостоятельный поиск решений.
Многолетние исследования Н.С. Лейтеса выявили, что наиболее ранние признаки одаренности проявляются в музыке и художественном творчестве. До 2-3 лет познавательная активность выражается в форме восприятия музыки. В 3-4 года резко возрастает стремление к самостоятельным действиям по «извлечению» звуков.
Первоначально ребенок имитирует манеру пения, игры на музыкальных инструментах. В 5-6 лет явно проявляется музыкальное творчество. Раскрывается художественная одаренность. Высокая избирательность в отношении зрительных образов и представлений проявляется в раннем детстве вострой наблюдательности, сильной впечатлительности, способности все вокруг видеть в красках, цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать. Кроме музыкально-художественных рано проявляют себя способности к математике и шахматам. Некоторые одаренные дети уже в 3-4 года увлеченно играют с числами, сначала с радостью отыскивая их на вывесках домов, на страницах книг и журналов, на ценниках в магазинах, потом пробуя составлять разные, новые комбинации. Научившись в 4-5 лет играть в шахматы, они потом большую часть времени проводят за шахматной доской, довольно быстро добиваясь поразительных результатов: начинают обыгрывать взрослых, устраивают сеансы одновременной игры с ровесниками или старшими детьми.
    Функции воспитателей дошкольного образования при выявлении одаренного ребенка:
Информационная - сотрудничество с родителями (лицами, их заменяющими) с целью распространения информации по особенностям одаренного ребенка.
развивающая - определение педагогических задач сопровождения с учетом индивидуальных особенностей одаренных детей и потребностей семьи. Разработка и внедрение индивидуальных и групповых программ развития одаренного ребенка.
координирующая - осуществляет координацию деятельности помощника воспитателя, музыкального руководителя, руководителя по физвоспитанию и других преподавателей в рамках программы сопровождения одаренного ребенка.
    Другие субъекты педагогической деятельности:
диагностическая - выделение группы детей со специальными способностями. Углубленная диагностика одаренного ребенка с целью определения зоны его ближайшего развития.
развивающая - осуществляет развитие музыкальных, физических и др. способностей и эмоциональной сферы ребенка. Учитывает индивидуальные особенности детей, осуществляет дифференцированный подход к подбору групп одаренных дошкольников. Активно участвует в преобразовании среды развития ребенка.
    Задачи педагогов в работе с родителями детей с признаками одаренности:
    Знать внешние проявления одаренности (высокий интеллект, любознательность, исследовательская активность, ранняя увлеченность какой-либо деятельностью, высокая познавательная активность). Это убережет от возможности ошибочной идентификации одаренности, т.н. «ложной одаренности» (вербализм, высокий уровень механической памяти, искусственная провокация одаренности, односторонняя (компенсаторная) одаренность).
    Пропагандировать значение ведущей деятельности - игры. Убеждать родителей не подменять игру «школьными» методами обучения, играть вместе с ребенком - поддерживать развитие игры, создавать условия для развертывания новых сюжетов.
Бывает, что ребенок с 3-4 лет тянется к изучению букв, цифр, чтению и т.п. Нельзя закрывать пути реализации возможностей ребенка. Помогите родителям в проведении самостоятельных занятиях с ребенком (чтении, математике, рисовании), привлекая свои методические знания.
    Убеждать родителей в необходимости адекватного отношения к одаренности:
    создавать условия творческого развития ребенка (например, в кружковой деятельности)
поддерживать и поощрять творческие создания (устраивать выставки, обсуждения), продукты самовыражения ребенка, а также тягу к искусству, спорту (посещать музеи, театры, выставки, соревнования);
    быть аккуратнее с критическими замечаниями, терпимо и с пониманием относится к точке зрения ребенка;
    развивать у ребенка коммуникативные навыки, добиваться соблюдений норм и правил общественной жизни;
    развивать «ущербные» качества (эмоциональность, моторику и т.п.).
Критерии и показатели эффективности воспитательно-образовательного процесса с одаренными детьми:
    повышение уровня развития общих способностей и способностей к определенным видам деятельности воспитанников дошкольного
учреждения;
    увеличение числа детей, проявивших способности и признаки одаренности;
повышение интереса детей к творчеству; возрастание «аппетита» к самостоятельной, творческой деятельности, увеличение числа дошкольников с мотивацией непрерывного творчества;
    возрастание возможностей дошкольников к саморазвитию творческого потенциала, к творческой самореализации в «специфически детских» видах деятельности;
    осознанное позитивное отношение к ценностям культуры (физической, духовной, музыкальной, психологической и др.), принятие их;
    позитивная «Я-концепция» воспитанников дошкольного учреждения;
    сотрудничество педагога с родителями одаренных детей, возникновение «мы-сопереживания» в сфере развития и обучения своих воспитанников;
    профессиональный рост педагога; повышение удовлетворенности педагогическим трудом; чувство выполненного профессионального долга - сформированностъ начал творческой личности воспитанников.

                                                       Литература:
1. Богоявленская М. «Проблемы одаренного ребенка», журнал «Обруч», 2005г.
2. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. «Одаренные дети», Москва, 1991г.
3. Клименко В.В. «Психологические тесты таланта», Санкт-Петербург, 1996г.
4. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать», Москва, 1998г.
5. «Психология одаренности детей и подростков» под редакцией Н.С.Лейтеса, Москва, 2000г.
6. Савенков А.И. «Одаренные дети в детском саду и школе», Москва, 2000г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий