Семинар-практикум для воспитателей ДО «Способы сохранения и укрепления профессионального здоровья педагога»

 Цель: повышение профессиональных компетенций воспитателей дошкольного образования по вопросу сохранения профессионального здоровья, освоение приёмов восстановления эмоционального равновесия и профилактики негативных последствий профессионального выгорания.
     Задачи:
- обучить педагогов техникам самоуправления и саморегуляции психологического состояния с целью предупреждения возможных последствий перенапряжения в условиях профессиональной деятельности;
- содействовать активизации личностных ресурсных состояний;
-сформировать установку на сохранение и укрепление психологического здоровья.
План проведения семинара.
1.Приветствие. Упражнение «Комплимент».
2. Теоретическая часть (знакомство педагогов с термином « профессиональное здоровье», его основными показателями; способами и средствами укрепления профессионального здоровья)
3. Практическая часть (упражнения на развитие позитивного самовосприятия, дыхательная гимнастика, визуализация, сюжетное воображение, релаксация)
4. Рефлексия.
Ход семинара.
1. Упражнение «Комплимент».
Цель: отработка навыка позитивного общения.
Участники стоят в кругу. Каждому участнику предлагается сделать комплимент своему соседу.
2. Теоретическая часть.
Термин «профессиональное здоровье» относительно новый. Он только начинает входить в практику. Согласно Л.Н. Митиной, Профессиональное здоровье педагога – процесс сохранения физического, психического и социального благополучия, обеспечивающий высокую надежность профессиональной деятельности, профессиональное долголетие и максимальную продолжительность жизни.
Основные показатели профессионального здоровья педагога:
- педагогическая направленность;
- педагогическая гибкость;
- компетентность (профессиональная психологическая культура)
Исследования психологов показывают, что многие педагоги обладают недостаточной сформированностью способов эмоционального реагирования на трудности, возникающие в профессиональной деятельности, имеют низкий показатель степени социальной адаптации, не умеют снимать чрезмерное эмоциональное напряжение, предотвращать его развитие. Все это ведет к разрушительным последствиям психоэмоционального и физического самочувствия педагога, а также негативно сказывается на благополучии воспитанников.
Пути, средства укрепления профессионального здоровья педагога разнообразны.
Охране и восстановлению профессионального здоровья педагога в значительной степени способствует формирование положительного самовосприятия, самопринятия, самоуважения, т. е. позитивной оценки себя как способного человека, достойного уважения. Обладая высокой самооценкой и позитивным самоотношением, педагог оказывает положительное воздействие на самооценку детей, стимулирует у них стремление к успехам в деятельности, содействует развитию у них таких личностных качеств, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность в себе.
Важным аспектом работы по профилактике стресса и выгорания в профессиональной деятельности является овладение приемами саморегуляции. В настоящее время для саморегуляции психических состояний используются разнообразные методы: дыхательная гимнастика, концентрация и визуализация, релаксация, аутогенная тренировка и др.
Овладев ими, человек может более эффективно, рационально распределять свои силы в течение каждого дня, адекватно управлять собой в соответствии со сложившейся ситуацией.
Дыхательная гимнастика.
Основы дыхательных упражнений заимствованы из системы йогов. Их смысл состоит в сознательном контроле за ритмом, частотой, глубиной дыхания. Между дыханием и эмоциональным состоянием человека существует тесная связь. При эмоциональном напряжении, волнении происходит задержка дыхания, оно становится прерывистым и частым. В свою очередь ритм и глубина дыхания могут вызвать определенные эмоциональные состояния. Наиболее часто используются мобилизующее и успокаивающее дыхание.
Мобилизующее дыхание – это как бы зеркальное отражение успокаивающего дыхания: изменяются не выдохи, а вдохи, дыхание задерживается не после выдоха, а после вдоха. Мобилизующее дыхание помогает преодолеть вялость и сонливость при утомлении, Оно способствует быстрому и безболезненному переходу от сна к бодрствованию, мобилизации внимания.
Успокаивающее дыхание характеризуется постепенным удлинением выдоха до продолжительности удвоенного вдоха. В дальнейшем удлиняются уже вдохи, пока не сравняются с выдохами. Затем все фазы дыхательного цикла вновь укорачиваются. Успокаивающее дыхание полезно использовать, чтобы погасить избыточное возбуждение и нервное напряжение. Этот тип дыхания может нейтрализовать нервно-психические последствия конфликта, снять волнение.
Эффективность влияния дыхательных упражнений на эмоциональное состояние увеличивается, если они используются в комплексе с другими способами эмоциональной саморегуляции. Одним из таких способов является использование приемов воображения, или визуализации.
Визуализация – это создание внутренних образов в сознании человека, она помогает человеку активизировать его эмоциональную память. Воспроизведя в своем сознании образы внешнего мира, можно быстро отвлечься от напряженной ситуации, восстановить эмоциональное равновесие.
Разновидностью визуализации являются упражнения сюжетного воображения, которые основаны на преднамеренном использовании цвета и пространственных представлений в сознании человека. Сознательные представления окрашиваются в нужный цвет, соответствующий моделируемому эмоциональному состоянию. Цвет обладает мощным эмоциональным действием на нервную систему.
Зеленый цвет действует успокаивающе, он снимает напряжение, повышает работоспособность, снижает утомляемость.
Желтый цвет вызывает бодрость и хорошее настроение, тонизирует нервную систему.
Оранжевый – бодрит, стимулирует активную деятельность, создает чувство благополучия и веселья.
Голубой – вызывает спокойствие, создает ощущение прохлады, действует успокаивающе.
Синий – успокаивает, снижает физическое напряжение.
Красный – возбуждает, вызывает ощущение теплоты, при длительной работе в красном помещении возникает утомление, при кратковременной – повышается работоспособность.
Фиолетовый – подавляет, угнетает настроение.
У каждого человека при напряженном эмоциональном состоянии меняется мимика, повышается тонус скелетной мускулатуры, темп речи, изменяется дыхание, пульс, цвет лица.
Эмоциональное напряжение может пойти на убыль, если внимание человека переключается от причины гнева, на внешние проявления – выражение лица, слезы и др.
Самый простой, но достаточно эффективный способ эмоциональной саморегуляции – расслабление мимической мускулатуры. Научившись расслаблять лицевые мышцы, а также и произвольно, сознательно контролировать их состояние, можно научиться управлять и соответствующими эмоциями.
Существует множество физиологических механизмов разрядки, которые восстанавливающе действуют на человека. Внешне они проявляются в виде плача, смеха, желания ударить, выговориться и т.д., их не надо блокировать (сдерживать).
Возникающее чувство раздражения, агрессии можно снять с помощью физической разрядки: сделать несколько ударов ногой по воображаемому предмету, побоксировать подушку, «выпустить пар».
Можно разрядить эмоции, выговорившись до конца кому-либо. Когда человек выговориться, его возбуждение снижается, он может осознать свои ошибки и принять правильное решение.
Чтобы быстрее восстановилось состояние после неприятностей, необходимо дать себе усиленную физическую нагрузку.
Найдите место, где можно вслух проговорить, прокричать то, что возмущает, обижает, выплакаться. По мере того, как эти действия будут выполняться, раздражение, гнев, обида уйдут.
Переключитесь на интересную деятельность, любимое занятие – создайте новую доминанту. При перевозбуждении в коре головного мозга образуется доминантный очаг возбуждения, который обладает способностью тормозить все остальные очаги, подчиняет себе всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека. Значит, для успокоения надо ликвидировать, разрядить эту доминанту или же создать новую, конкурирующую. Чем увлекательнее дело, тем легче создать конкурирующую доминанту.
3. Практическая часть.
Упражнения на развитие позитивного самовосприятия.
Упражнение «Контраргументы»
Составьте список ваших слабых сторон. Разместите его на левой половине листа. Па правой стороне против каждого пункта укажи­те то положительное, что этому можно противопоставить.
Упражнение «Кто я»
Вам предлагается закончить предложения. Старайтесь отвечать откровенно.
Я горжусь собой, когда я...
Я симпатичный человек, потому что...
У меня есть такие два замечательных качества ...
Одна из самых лучших вещей; которые я сделал(а) в своей
жизни...
Упражнение «Брачное объявление»
Всем членам группы дается 3-4 минуты на то, чтобы написать брачное объявление. Каждый пишет о себе, составляя психологический автопортрет, выделяя свои достоинства, которыми он мог бы заинтересовать другого человека (важно выделять психологические характеристики, а не увлекаться описанием внешнего вида, наличием материальных благ и т. д.). Затем все по очереди зачитывают свои объявления, а группа помогает добавлять то, что участник пропустил, т. е. идет редактирование объявлений.
Упражнения, способствующие развитию гибкости мышления.
«Составление предложений»
Участники работают в группах. Из трех слов, не связанных по смыслу (например, озеро, карандаш, медведь), нужно составить как можно больше предложений, которые бы обязательно включали эти три слова.
«Изобретения»
Участникам предлагается придумать как можно больше вариантов использования не по прямому назначению следующих предметов: утюг, пуговица, канцелярская скрепка, банан. Время на придумывание – 5-7 минут.
Задания на развитие креативности
1. Найдите максимум свойств, объединяющих: солнце и электричку, авторучку и ракету, осень и балет, любовь и интернет, мужчину и кофе.
2. Соберите рассыпанные стихи:
1) с, виду, обиду, из, теряю, высоты, гляжу, обиду, на.
2) играю, маме, радость, я, доставляю, баяне, на.
3) Придумайте рифмы к словам: бухта, локон, сокол, ящик, арбуз, лист, капкан, лодка, чайка.
Упражнения на визуализацию.
«Визуализация моря»
Представьте себя на берегу моря. Посмотрите, какой ласковый сегодня прибой. Вам тепло и даже жарко. Нестерпимо палит солнце. Качается гамак. Вдали едва слышны крики чаек. Вам так хочется искупаться. И вот вы уже идете по направлению к морю по горячему песку. Подходите к самой кромке прибоя. Море ласково обнимает ваши ноги. Вы погружаетесь в воду. Какая же она прохладная, чудесная, волшебная. Вы плывете, плывете, наслаждаетесь легкой прохладой воды. Вы плывете как дельфин – стремительно и плавно. А сейчас вы перевернулись на спину и отдыхаете. Вам хорошо и спокойно. Вы чувствуете, что все ваши мысли текут плавно. Вы уверены в себе. Вам хорошо и спокойно…. Отдохнули. Открываем глаза.
4. Рефлексия. Участники передают по кругу мягкую игрушку и отвечают на вопросы: Что для меня было важно? Что было трудно? Что понравилось?
Литература.
1. Башлакова, Л.Н. Психологические занятия-тренинги в детском саду / Л.Н. Башлакова. – Мн.: «Технопринт», 2004. – 208 с.
2. Ветрова, В.В. Уроки психологического здоровья / В.В. Ветрова. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 128с.
3. Игнатьева, Т.М. Как помочь педагогу сохранить свое психологическое здоровье / Т. М. Игнатьева // Воспитатель ДОУ. - 2010. - №9. - С. 79 - 81.
4. Семёнова, Е.М. Психологическое здоровье ребёнка и педагога / Е.М. Семёнова, Е.П. Чеснокова. - Мозырь: Белый ветер, 2010.
5. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн.- М.: Изд-во Владос-пресс, 2001.- Кн.2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приёмы и упражнения.- 480с.
6. Зеленова, Н.В. Программа деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении по сохранению психического здоровья педагогов / Н.В. Зеленова // Школьный психолог. - 2005. - № 13. - С. 19 - 22.
































Комментариев нет:

Отправить комментарий