Работа воспитателя дошкольного образования по профилактике школьной дезадаптации старших дошкольников (консультация для воспитателей ДО старших групп)

     Переход из детского сада в школу – важная ступень в жизни каждого ребенка. Оказываясь на этом этапе в новых социальных условиях, дети часто бывают к ним не готовы, что, безусловно, сказывается на их эмоциональной сфере. Поэтому так важно, чтобы дошкольники имели представление о школе еще до того, как переступят ее порог.
     Школьная дезадаптация – это сложное социально - психологическое явление, суть которого составляет невозможность для ребенка найти в пространстве школьного обучения «свое место», на которое он может быть принят таким, каков он есть, сохраняя и развивая свою идентичность, потенциал и возможности для самореализации.
Критерии школьной дезадаптации.
1. Неуспешность в обучении по программам, соответствующим возрасту и способностям ребенка.
2. Нарушение эмоционально - личностного отношения к обучению, к учителям, жизненной перспективе, связанной с учебой; пассивно-безучастное, негативно-протестное, демонстративно-пренебрежительное поведение.
3. Повторяющиеся, некоррегируемые нарушения поведения (отказные реакции, стойкое антидисциплинарное поведение с активным противопоставлением себя соученикам, учителям; демонстаривное пренебрежение правилам школьной жизни, школьный «вандализм»).
К факторам риска для возникновения школьной дезадаптации можно отнести:
увеличение количества детей, имеющих невротические и серьезные соматические расстройства;
нарушение эмоциональной сферы (тревожность, агрессивность и т.д.);
педагогическая запущенность;
нарушение детско-родительских отношений.
Психологи отмечают, что трудности общения с окружающими (как взрослыми, так и сверстниками) - весьма существенный компонент дезадаптации школьников.
    В группе учащихся младших классов психологами были выявлены некоторые предпосылки школьной дезадаптации:
низкий социальный статус ребенка; проблемы взаимоотношений в семье;
низкая готовность прийти на помощь другу;
плохие отношения со сверстниками;
низкие познавательные способности;
неадекватная самооценка.
     В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. При неблагоприятных условиях (тревоги у детей, страхи у взрослых) тревожность превращается в устойчивую черту характера. Ближе к 6–7 годам можно говорить об определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не так. В связи с этим остро стоит вопрос успешного приспособления ребенка в школе.
   Основываясь на результатах современных исследований, можно установить сильную зависимость между нарушением психологического здоровья и учебной успешности детей.
Установлено, что к 6 годам почти половина детей, особенно мальчиков, психологически не готовы к началу школьного обучения. Детей привлекает лишь внешняя сторона школьной жизни. Атрибуты школьной жизни, желание сменить обстановку кажутся им заманчивыми. В данный период отмечается незрелость регуляторных функций, затруднено произвольное поведение, память, речь, у детей появляются страхи, тревожность, неуверенность, к поведению ребенка предъявляются завышенные требования, соответствовать которым он не в состоянии. Это тоже усиливает тревожность и снижает самооценку.
     Тревожность – переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи. В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Одно из основных ее проявлений – повышенный уровень тревожности. 
    Для профилактики тревожности важно заранее готовить детей к подобным событиям, обсуждать с ними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения возникающих проблем.
   Перед началом школьного обучения необходимо сводить детей старшей группы на экскурсию в ближайшую школу. Пусть дети пройдутся по школьным коридорам, заглянут в классы, в физкультурный зал, в буфет и даже в туалеты. 
Организуйте встречу родителей будущих первоклассников свыпускников прошлых лет. Пусть они расскажут о главных трудностях первого года обучения, с которыми пришлось столкнуться им лично: об утренних сборах, о группе продленного дня, о посещении туалета, о том, как получать необходимую информацию о происходящем. 
     Наиболее эффективно решить проблему дезадаптации к школьному обучению можно путем проведения профилактической работы с детьми старшего дошкольного возраста. 
Формирование осознанного отношения к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно, чтобы сообщаемые детям сведения были не только поняты, но и прочувствованы ими. С этой целью в занятия необходимо включать беседы о школе, чтение коррекционных сказок, экспрессивные этюды, релаксации, развивающие, пальчиковые игры, рисование. 
Основными целями этих занятий должны стать:
введение детей в школьную жизнь через сказку;
помощь ребенку в выстраивании модели возможных отношений с учителем, одноклассниками в новой жизненной ситуации;
помочь ребенку опробовать в безопасной форме разные варианты поведения в значимых для детей ситуациях общения.
Таким образом мы формируем у ребенка положительное отношение к школе, положительную учебную мотивацию, работаем над предупреждением и снятием страха перед школой, создаем у ребенка готовность к принятию новой социальной позиции «школьника». 
Методы, применяемые для профилактики школьной дезадаптации:
1). Экспрессивные этюды. Они вводятся для развития экспрессивной грамотности детей, умения понимать эмоции других людей и развития собственных средств выразительности.
2). Сказки. Через сказки (М.А. Панфилова "Лесная школа", О.В. Хухлаева "Сказка о котенке Маше", Н.П. Слободяник "Памси") происходит знакомство со школьными атрибутами, правилами поведения, ролью учителя в школе. Ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, уступать в одних обстоятельствах, и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым условиям.
3).Рисуночные упражнения
Например, рисуночное упражнение «Кто где?». 
Инструкция. Дети получают задание: на листе бумаги, сложенном пополам, нарисовать на одной половине школьника, а на другой – дошкольника. Изобразить нужно так, чтобы можно было понять, кто где нарисован. По завершении работы все садятся в круг. Дети обмениваются рисунками. Задача того, у кого в руках чужой рисунок догадаться, где нарисован школьник, а где дошкольник, и объяснить, почему он так думает.
Для получения информации о мотивационной готовности и об эмоциональном отношении к школе, можно предложить детям диагностическое задание: рисунок «Детский сад - Школа». Ребенок делает рисунок на разных сторонах листа. Анализируется цветовое решение, содержание рисунков, величина изображения и пр.
4).Игры на развитие мотивации к школе.
Например: игра «Копилка первоклассника». 
Инструкция. Детям предлагается «наполнить» две копилки: «трудности ученика» и «успехи ученика» (в качестве копилки можно использовать любые непрозрачные баночки с наклеенными названиями разного цвета). Дети перечисляют, что, по их мнению, может затруднить их учебу, жизнь в школе, огорчить или, наоборот, принести удовольствие, обрадовать, помочь справиться со школьными трудностями. Каждое высказывание сопровождается бросанием монеток (скрепок, горошинок и пр.) в соответствующую копилку. Когда варианты иссякнут, предложить детям «погреметь» копилкой и определить, где больше. Если дети считают, что копилка «успеха» звонче – подвести к тому, что и успехов в жизни ученика больше. Если одинаково – то, не смотря на трудности, будет и не меньше успехов. А если трудностей больше – добавить «фишек» в копилку «успеха», упомянув то, о чем забыли дети.
5).Для развития коммуникативных навыков предлагаю использовать следующие подвижные игры.
а). Упражнение «Щепка на реке».
Инструкция. Ведущий объясняет правила игры: «Встаньте в два рядя на расстоянии вытянутой руки. Вы все – Вода одной реки. По воде сейчас поплывут Щепки. Они могут плыть быстро, медленно прямо или вращаясь, с открытыми или закрытыми глазами. Вода плавно, спокойно помогает Щепкам найти дорогу. Щепки, доплывшие до конца реки, становятся Водой». После игры все делятся впечатлениями.
б). Упражнение «Льдина».
Инструкция. На полу из газет выкладывается «льдина» такого размера, чтобы на ней легко могли разместиться все дети. Затем ведущий убирает часть газет и предлагает вновь расположиться на «льдине». Далее газеты убираются до тех пор, пока не останется совсем небольшой «обломок льда». Детям необходимо решить задачу: разместиться так, чтобы места хватило всем. Рвать и раздвигать газеты нельзя. В конце ведущий подводит итог: что позволило (или помешало) решить задачу. Участникам предлагается обняться после пережитого испытания.
в).Игра «Паровозик»
Инструкция. Ведущий является «паровозиком», который должен составить поезд из детей. Ребятам отводится роль «вагончиков». «Паровозик» поочередно подъезжает к каждому из «вагончиков» и знакомится с ним. При назывании имени можно попросить ребят придумать для себя одно хорошее слово, например:
— Я веселый паровозик Лена, а ты кто?
— А я красивый вагончик Саша
— Поехали дальше вместе.
— Поехали.
Дети едут за следующим «вагончиком», и так до тех пор, пока не соберется целый веселый поезд.
г).Игра «Гусеничка»
Инструкция. Дети становятся друг за другом очень близко. Это гусеничка, у нее очень много лапок. Она идет в гости. На ее пути встречаются препятствия, и она их преодолевает. 
д). Игра «Клубок»
Инструкция. Дети выстраиваются в цепочку, первый ребенок – «катушка», остальные дети – «ниточка», которая наматывается на катушку.
е). Игра «Двое с одним мелком»
Инструкция. Перед игрой педагог говорит о том, что в основе следующей игры лежит сотрудничество, затем предлагает участникам игры определить значение слова «сотрудничать» и привести примеры из своей жизни, когда присутствующие с кем-то сотрудничали. Далее участники разбиваются на пары. Каждой паре дается набор цветных мелков и карандашей. 
Условия игры: «Сейчас вы одна команда, которая должна нарисовать картину. И рисовать вы должны одновременно одним и тем же мелком. При этом строго запрещено говорить друг с другом. Вы не договариваться заранее о том, что будете рисовать. Оба человека в паре должны постоянно держать мелок в руке, не выпуская его из рук ни на мгновенье. Постарайтесь понимать друг друга без слов. Если захочется, можно время от времени поглядывать на партнера, чтобы увидеть, как он себя при этом чувствует и понять, что он хочет нарисовать. А вдруг он хочет нарисовать что-то совсем другое, чем вы?». На рисование дается 8-10 минут. Затем каждая пара демонстрирует результаты сотрудничества. После этого подводятся итоги, обсуждается игра и вопросы сотрудничества. 
6). Использование зарядки позитивного внушения с детьми, что помогает детям настроиться на предстоящую учебу, создать положительный эмоциональный фон, укрепить уверенность в себе, повысить самооценку. 
а). Зарядка позитивного внушения «Я – веселый».
Инструкция. Дети стоят по кругу. Один из них выходит в круг, громко называет свое имя и говорит: «Я самый …(лучший, веселый, добрый и т.д.), остальные дети ему аплодируют. Когда все дети сделают это упражнение, то вместе с педагогом проговаривают стихотворение-утверждение: 
Я – веселый, сильный, смелый,
Я все время занят делом,
Я не хнычу, не боюсь,
Я с друзьями не дерусь. 
Я могу играть, скакать,
На Луну могу слетать,
Я не плакса, я храбрец,
И вообще, я – молодец!
Затем дети громко аплодируют друг другу.
б). Зарядка позитивного внушения «Дружные ребята».
Инструкция. Дети стоят по кругу, взявшись за руки. Они передают рукопожатие как эстафету и проговаривают: «Я люблю играть с друзьями» (сначала тихо, потом громче, потом очень громко). После упражнения дети вместе с педагогом произносят следующие слова:
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем,
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
После этого дети дружно аплодируют друг другу.
   Для профилактики школьной дезадаптации должен быть достаточный уровень познавательного развития. На момент поступления в первый класс ребенок должен иметь хорошие показатели логического и творческого мышления, произвольного внимания, памяти, развития речи, знаний и представлений об окружающем мире, а также высокий уровень развития мелкой моторики рук, хорошие графические навыки. Важно развитие произвольности – т.е., ребенок должен делать не только то, к чему у него возникло импульсивное желание, а то, что требует от него ситуация; уметь работать по инструкции, уметь подчиняться не желаниям, а правилам. 
Литература.
1. Анищенко, О.А. Впереди школа: Пособие для педагогов дошк. учреждений / О.А. Анищенко, М.В. Мащенко, В.А. Шишкина.- Мн.: Нар асвета, 2000.- 125с.
2. Безруких, М.М. Ступеньки к школе / М.М. Безруких.- М.: Дрофа, 2001.- 256с.
3. Валитова, И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста: учебное пособие / И.Е Валитова .- Мн.: Университетское, 1997.- 160с.
4. Кушнир, Н. Я. Детский сад – школа: Проблемы преемственности /. Н. Я. Кушнир. - Мн.: Полымя, 2000.- 152с.


























Комментариев нет:

Отправить комментарий