Семинар – тренинг для воспитателей дошкольного образования «Психологическая культура педагога как важный фактор благоприятного эмоционального состояния ребенка».

Цель: повышение профессиональных компетенций воспитателей дошкольного образования по вопросу психологической культуры педагога, улучшение рефлексии взаимоотношений с воспитанниками, выработка навыков конструктивного взаимодействия с детьми, повышение коммуникативной компетентности педагогов, развитие и совершенствование навыков эффективного общения.
Задачи:
1. Ознакомить аудиторию с понятием психолого-педагогической культуры и основными его характеристиками;
2. Активизировать внутренние ресурсы участников;
3. Развивать навык самоанализа и углубленной рефлексии;
4. Развивать эмпатические способности участников по отношению к детям;
5. Развивать коммуникативные способности участников;
6. Обучить педагогов способам снятия психоэмоционального и мышечного напряжения и умению управлять собственным эмоциональным состоянием.
Ход семинара. 
Вступление.
«Здравствуйте, уважаемые коллеги. Пожалуй, начнем нашу встречу с цитаты: «Педагог соединяет в себе интеллект ученого, талант актера, убежденность политика, выдержку разведчика, осмотрительность сапера и гибкость дипломата». Согласны ли вы с ней? Скорее всего, единогласно согласны.
Да, труд педагога – это каждодневная работа не только с воспитанниками, но и регулярная работа над собой. Поэтому в рамках этого мероприятия мы постараемся найти и осмыслить, над какими же собственными качествами и характеристиками необходимо работать педагогу.
1. Упражнение «Дерево ожиданий»
Участники получают листики бумаги, на которых пишут собственные ожидания от тренинга. Начинают так: «Я ожидаю ...» после этого каждый говорит вслух свое ожидание, идет к доске, прикрепляет свою бумажку к дереву.
2. Теоретическая часть (знакомство педагогов с понятием психолого-педагогической культуры и основными его характеристиками)
«Понятие «психологическая культура» является сравнительно новым. Оно образовалось на пересечении разных наук: философии, социологии, этики и психологии.
Психологическая культура педагога предполагает наличие у специалиста:
- общих знаний по психологии;
- умение использовать приобретенные знания при работе с детьми;
- способность понимать эмоциональное состояние ребенка;
- умение правильно оценивать педагогические ситуации;
- умение использовать индивидуальный подход к ребенку;
Основными показателями психологической культуры являются:
- познание себя, своих индивидуально-психологических особенностей, необходимых для самосовершенствования, самореализации;
- интерес к внутреннему миру ребенка и своему собственному, бережное и щадящее отношение к индивидуальности и уникальности каждого ребенка;
- благополучная, близкая к адекватной самооценка, положительное самоотношение, самопринятие и самоуважение;
- педагогическая рефлексия.
3.Практическая часть (упражнения на развитие эмпатических умений педагога, безоценочного отношения к воспитанникам, овладение эффективными техниками общения, развитие рефлексивных умений, позитивного самовосприятия, обучение способам снятия эмоционального напряжения).
3.1. Развитие способности к самопринятию, позитивному самовосприятию.
Упражнение «Какая я?» Каждому участнику необходимо дать 5 ответов на вопрос «Какая я?», отмечая при этом свои самые лучшие качества.
Упражнение «Контраргументы». Составьте список ваших слабых сторон. Разместите его на
левой половине листа. Па правой стороне против каждого пункта укажи­те то положительное, что этому можно противопоставить.
3.2. Развитие эмпатических умений педагога, развитие способности вчувствования.
Упражнение «Эстафета настроений». Участники стоят в шеренге друг за другом. В конце шеренги тренер.У него в руках карточка с изображением мимического эталона (страх, грусть, гнев и т.д.).Ведущий дотрагивается до плеча последнего игрока, тот поворачивается, рассматривает карточку и пытается воспроизвести такое же настроение на своем лице. Затем игрок возвращается в исходное положение и дотрагивается до плеча впереди стоящего, передавая ему эстафету настроения. В конце участники сравнивают эмоцию, изображенную на мимическом эталоне и мимику лица игроков, получивших эстафету первым и последним.
Упражнение «Отгадай, что означают эти позы». Ведущий занимает определенные позы, использует разнообразные жесты и другие выразительные движения. Участники объясняют их значение (Приложение 1).
3.3. Овладение эффективными техниками общения.
Упражнение «Преобразование суждений». Ведущий знакомит участников с техникой «Я-высказываний», затем предлагает участникам преобразовать оценочные высказывания в более конструктивные «Я – высказывания».
Техника «активного слушания». Включает вербальные и невербальные компоненты.
Невербальные:
- позиция лицом к лицу;
- контакт глаз, заинтересованность;
- улыбка.
Вербальные:
- повторение «слово в слово» высказываний собеседника;
- умение держать небольшую паузу после каждой реплики собеседника;
- мягкая интонация, умеренная громкость голоса, средняя скорость речи;
- парафразирование (более полное и углубленное описание чувств и переживаний собеседника».
3.4. Развитие рефлексивных умений.
Упражнение «Без маски». В коробке лежат карточки. На каждой карточке незаконченное предложение. Участники по очереди берут карточки и продолжают то, что написано.
3.5. Обучение способам снятия эмоционального напряжения.
Дыхательная гимнастика.
Наиболее часто используются мобилизующее и успокаивающее дыхание.
Мобилизующее дыхание – это как бы зеркальное отражение успокаивающего дыхания: изменяются не выдохи, а вдохи, дыхание задерживается не после выдоха, а после вдоха. Мобилизующее дыхание помогает преодолеть вялость и сонливость при утомлении, Оно способствует быстрому и безболезненному переходу от сна к бодрствованию, мобилизации внимания.
Успокаивающее дыхание характеризуется постепенным удлинением выдоха до продолжительности удвоенного вдоха. В дальнейшем удлиняются уже вдохи, пока не сравняются с выдохами. Затем все фазы дыхательного цикла вновь укорачиваются. Успокаивающее дыхание полезно использовать, чтобы погасить избыточное возбуждение и нервное напряжение. Этот тип дыхания может нейтрализовать нервно-психические последствия конфликта, снять волнение.
Эффективность влияния дыхательных упражнений на эмоциональное состояние увеличивается, если они используются в комплексе с другими способами эмоциональной саморегуляции. Одним из таких способов является использование приемов воображения, или визуализации.
Визуализация – это создание внутренних образов в сознании человека, она помогает человеку активизировать его эмоциональную память. Воспроизведя в своем сознании образы внешнего мира, можно быстро отвлечься от напряженной ситуации, восстановить эмоциональное равновесие.
Самый простой, но достаточно эффективный способ эмоциональной саморегуляции – расслабление мимической мускулатуры. Научившись расслаблять лицевые мышцы, а также и произвольно, сознательно контролировать их состояние, можно научиться управлять и соответствующими эмоциями.
Существует множество физиологических механизмов разрядки, которые восстанавливающе действуют на человека. Внешне они проявляются в виде плача, смеха, желания выговориться и т.д., их не надо блокировать, сдерживать.
4. Рефлексия. Проводится письменно в форме упражнения «Закончи предложение».
Самым полезным для меня было……
На занятии мне не понравилось…….
На следующем занятии я хотела бы….
Литература. 
1. Башлакова, Л.Н. Психологические занятия-тренинги в детском саду / Л.Н. Башлакова. – Мн.: «Технопринт», 2004. – 208 с.
2. Вачков, И.В. Профессинальные стереотипы: выдумка или реальность? / И.В. Вачков // Школьный психолог. - 2003. - №17. - С.12 - 13.
3. Игнатьева, Т.М. Как помочь педагогу сохранить свое психологическое здоровье / Т. М. Игнатьева // Воспитатель ДОУ. - 2010. - №9. - С. 79 - 81.
4. Профессиональное выгорание педагогов: сущность, диагностика, профилактика. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www. b17.ru .
5. Семенова Е.М. Психологическое здоровье ребенка и педагога. - Мозырь: Белый ветер, 2010.-174с.














Комментариев нет:

Отправить комментарий