Формирование у старших дошкольников адекватной самооценки (консультация для воспитателей дошкольного образования)

     Очень важно, чтобы у ребенка к 5-6 годам происходило формирование адекватной самооценки. Уровень самооценки, притязаний играют важнейшую роль в формировании личности ребенка. Особенно важно значение адекватного уровня притязаний в подготовке детей к школьному обучению. Известно, однако, что ребенок не рождается с определенным отношением к себе. Как и другие особенности личности, самооценка формируется в процессе воспитания, где основные роли принадлежат семье и детскому саду, влияния которых должны быть согласованы. Очень важно, чтобы здесь не допускались грубые ошибки в воспитательных воздействиях и установках, которые могут негативно отразиться на психике ребенка в целом и на самооценке в частности. Формирование адекватного уровня притязаний лучше всего с детьми старшего дошкольного возраста реализовать в игровой деятельности. 
     Известно, что дети, обладающие завышенной самооценкой, отличаются некритичным отношением к себе, игнорируют замечания взрослых, стремятся не замечать неудач. В отношении же к сверстникам, напротив, очень критичны, стремятся указать на недостатки, обсмеять товарищей за малейшие промахи. В подобных случаях довольно эффективно использовать детские игры с карточками-фиксаторами. Например: ребенок с завышенной самооценкой и взрослый могут поочередно метать мяч в корзину. Попавший получает карточку (например, флажок). В конце игры подводится итог – подсчитываются карточки: у кого больше, тот и победил. Подобное наглядное использование карточек-фиксаторов поможет ребенку убедиться в результатах собственной деятельности, а не игнорировать их. В данной игре используется прием «самокритичный взрослый», который на своем примере показывает ребенку правильное отношение к неудачам и успехам, а также учит ребенка не бояться признать свое поражение и показывает взаимосвязь между стараниями и результатом. Первоначально взрослый должен в половине случаев давать выигрывать ребенку. («Ты выиграл, а мне надо еще потренироваться»). В этом случае дошкольник видит, что плохой результат воспринимается как мотивация для дальнейших стараний, усилий для достижения успеха. Таким образом, формируется самокритичность, ребенок начинает прислушиваться к советам, оценкам и адекватно реагировать на них. Затем взрослый может выигрывать чаще, а ребенок уже не будет стремиться проигнорировать свой проигрыш. Так у дошкольника и формируются такие черты характера, как целеустремленность и стремление к самосовершенствованию. Дети сами начинают выбирать себе новые цели и усложнять задачи.  А такие черты присущи тем, у кого адекватная самооценка. 
Безусловно, в коррекции нуждаются также дошкольники с заниженной самооценкой. Они страдают не меньше, и даже больше, чем дети с завышенным уровнем притязаний, отличаются неуверенностью в себе, стеснительностью, застенчивостью, робостью. Они часто замкнуты, у них обычно низкий социометрический статус. Они несамостоятельны и нерешительны. Чтобы помочь такому ребенку, важно действовать осторожно, чтобы не травмировать его. За малейшие достижения ребенка нужно хвалить, акцентировать его внимание на успехе. Необходимо предоставлять ребенку возможность пережить то, чего он лишен в детском коллективе и – ситуацию успеха, победы. Взрослый может проигрывать, однако, говоря ребенку, что он выиграл (также в игре с карточками-фиксаторами, например), нужно отметить, почему ему это удалось. Это поможет малышу причинно-следственную связь: он выиграл не потому, что он хороший, а потому что приложил усилия, хорошо прицелился, удачно выбрал позицию и т.п. Обычно у детей с заниженной самооценкой низкий социальный статус, их не принимают в игры другие дети. Поэтому очень эффективно, когда такой ребенок добьется какого-либо успеха, привлечь к положительной оценке других детей. Например: «Посмотрите, как здорово получилось у Пети! Правда, молодец?» Для повышения статусного положения ребенка с низким уровнем притязаний важно постоянно включать его в игровую деятельность, почаще давать ему поручения, постепенно давать главные роли в спектаклях, сценках.
   Таким образом, у дошкольника начнет формироваться уверенность в себе, своих способностях, он станет более решительным, смелым, общительным. Дети в группе будут приглашать вместе играть. А это безусловно поддержит уверенность дошкольника в себе, сделает его более инициативным и активным. Но нужно помнить, что очень важен гармоничный, согласованный подход в педагогических и психологических воздействиях, оказываемых на ребенка. Абсолютно недопустимо, чтобы одна из сторон – детский сад или семья стремились помочь ребенку повысить самооценку, а другая сторона сводила усилия к нулю. Об этом нужно помнить и согласованно соблюдать те правила воспитания, которые помогут ребенку полноценно и гармонично развиваться психически.
Основные правила в воспитании, о которых нужно помнить
     Давая негативную оценку действиям ребенка, нельзя говорить: «Ты не умеешь делать, рисовать…строить». В этих случаях ребенок не способен сохранить побуждение к данному виду деятельности, теряет уверенность в своих способностях, силах, в себе в целом. Осознание низкой самооценки, сформированной взрослыми, может поспособствовать невротическому развитию ребенка.
      Нельзя допускать, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность, то есть ребенка следует критиковать только за его поведение. Оценка же личности блокирует развитие ребенка, а также может формировать комплекс неполноценности и, как следствие – неадекватную заниженную самооценку.
   Важно все: эмоциональная окраска высказывания, интонация, обращенная к ребенку. Ребенок реагирует не только на содержание, но и на эмоциональную окраску, в которой выражено отношение к ребенку.
   Совершенно недопустимо сравнивать ребенка с кем-то другим, нельзя никому его противопоставлять. Подобные сравнения (дел, поступков) являются психотравмирующими, а также формируют негативизм, эгоизм и зависть.
   Родителям важно создавать такую систему взаимоотношений с ребенком, где он будет воспринимать себя благоприятно (как норму). Только в таком случае он может нормально, без снижения самооценки, воспринимать чужие успехи. Главнейшая функция семьи состоит в том, чтобы способность социальной адаптации ребенка исходила из его возможностей.
    Недопустим резкий переход в отношении к ребенку от только положительных оценок к резко отрицательным, от тона наказующего к задабриванию.
Соблюдение вышеперечисленных правил в воспитании детей обеспечит наиболее благополучное развитие детской психики и формирование адекватной самооценки.
Литература
1. Валитова, И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста: учебное пособие / И.Е Валитова .- Мн.: Университетское, 1997.- 160с.
2. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста: Учеб. пособие.- Мн.: Университетское, 1999.-316с.
3. Кушнир, Н. Я. Детский сад – школа: Проблемы преемственности /.Н. Я. Кушнир. - Мн.: Полымя, 2000.- 152с.






Комментариев нет:

Отправить комментарий