«Использование элементов арт-терапии в период адаптации ребенка к детскому саду» (консультация для воспитателей ДО первых и вторых младших групп)

     Поступление ребенка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша, и для родителей. Жизнь ребенка в детском саду существенным образом меняется: определенный режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, другой стиль общения, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного. Всё это обрушивается на малыша одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Чтобы не допустить проявления невротических реакций (капризы, страхи, отказ от еды, от общения с окружающими, заболевания), необходимо смягчить ситуацию.

    Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.

    Дети сейчас очень активные, чувствительные, гибкие и требуют индивидуальной «личной» близости со взрослым. Любят все, когда им уделяют «особое» внимание. Детям нравится в воспитателе: эмоциональность и искренность, доброта и отзывчивость, веселое настроение и умение создать его у других, способность увлеченно играть и придумывать истории, негромкая речь и мягкие, ласковые движения. Чтобы привыкание ребенка к детскому саду было максимально безболезненным, необходимо создать в группе атмосферу тепла, уюта и любви, помощи и заботы.
    Самым оптимальным подходом в обеспечении успешной адаптации детей раннего возраста можно считать творческий подход, раскрывающий особенности личности и индивидуальность каждого ребенка.
Таким современным методом является «арт – терапия» - форма, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.
    Основная цель арт - терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания в процессе восприятия и создания продуктов искусства, творческой деятельности.
    Арт-терапия в детском саду – это путь к психологическому здоровью ребенка. Разнообразные занятия искусством способствуют развитию творческих способностей ребенка, формированию у него правильного мировоззрения и позитивного мировосприятия. В процессе детского творчества, раскрывается внутренний мир ребенка.
    В адаптационный период в работе с детьми можно использовать следующие элементы арт - терапии:
Игротерапия. Игры на знакомство; игры на общение; игры с предметами; игры по сказке; игры с песком и водой; игры с конструктором.
Эффективность воздействия этих игр и упражнений на детей значительно повышается, если они сопровождаются музыкой и рисованием, в одной совместной деятельности сочетаются разные виды воздействия. Игротерапия используется для снижения напряженности, мышечных зажимов, тревожности, страхов и повышения уверенности в себе. Кроме того, игры готовят детей ко взрослой жизни, помогают приобрести необходимые навыки.
Изотерапия. Рисование пальчиками; рисование ладошками; печать поролоном; восковые мелки; акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; рисование песком; монотипия.
Сказкотерапия. Сказка позволяет в доступной форме постигать мир чувств, эмоций и переживаний. Чтение или обсуждения самой сказки; знакомство с образными выражениями; подведение к умению выразительно интонировать реплики героев; передавать ритмизацией движения героев сказок; угадывать по выразительному исполнению эмоциональные ситуации. Сказка дает возможность ребенку сравнивать себя с героем, понять, что у него есть такие же проблемы, как у героя сказки. Посредством сказочных образов, их действий, ребенок может найти выход из различных сложных ситуаций, увидеть пути решения возникших конфликтов, усвоить моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
Музыкотерапия. Музыка помогает детям войти в нужное эмоциональное состояние, осваивать мир человеческих чувств и переживаний. Музыкальные игры и упражнения используются как средство развития слухового внимания, чувства ритма, координации движений. Участие в инсценировках песен, сказок, стихов дает возможность застенчивым, тревожным, замкнутым детям развивать их творческие способности, проявлять свои личностные качества, стимулировать творческую активность.
Танцевальная терапия. Занятия танцами способствуют развитию слухового внимания, чувства ритма, координации движений, а самое главное, развитию коммуникативных, социальных навыков.
Пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика способствует снятию волнения, физического переутомления и улучшению эмоционального состояния ребенка, развивает внимание, память, мелкую моторику рук.
    Использование элементов арт-терапии позволяет:
создать положительный эмоциональный настрой;
снять эмоциональное напряжение (это важно на начальном этапе адаптации);
снизить утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления;
повысить адаптационные способности ребенка к повседневной жизни в детском саду;
развивать воображение, навыки изобразительной деятельности художественных способностей в целом;
возможность обратиться к невысказанным фантазиям и желаниям ребенка.
    Использование современной технологии арт-терапии способствует ещё и развитию мышления, логики, воображения, памяти, внимания, речи, мелкой моторики, творческих способностей, навыков успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, ну и, конечно же, отличному самочувствию ребенка.
    Через рисунок, игру, сказку, арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки, расслаблению и снятию напряжения, а также, развитию творческих способностей у ребенка. Такой ребенок будет всегда уверен в себе, в своих силах и будет смело шагать по жизни, достигая поставленных им целей.
    Таким образом, чтобы адаптировать ребенка к детскому саду, необходим метод положительного психологического воздействия, таким методом является арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего, это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления душевного баланса малыша.

Литература:

1. Белова О.Е. «Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 лет в адаптационный период по программе «От рождения до школы» - Волгоград: Учитель, 2014.

2. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей. – СПб.: Изд-во: Речь,2008 г.

3. Левченко И.Ю. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании.– M.: Изд-во: Академия, 2001.

4. Свистовская Е.Е., Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков. –М.: Когито-Центр, 2010 г.

5. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации / Дошкольное воспитание. 2006.

Комментариев нет:

Отправить комментарий