«Методы разрешения конфликтов между детьми. Формирование навыков бесконфликтного общения» (консультация для воспитателей ДО всех групп)

    В дошкольном возрасте дети активно учатся взаимодействовать с окружающим миром, в том числе и общаться со сверстниками. А это неизбежно ведет к возникновению первых конфликтов. Конфликт между детьми – это прежде всего следствие их неумения построить отношения друг с другом внутри какой – то совместной деятельности или игры, которая является своего рода проверкой способности детей согласовывать свои интересы, вступать в отношения взаимопонимания и диалога. Но эта способность у детей чаще всего не сформирована. И важнейшая задача педагога – научить детей не доводить свои взаимоотношения до конфликта. А уж если случился конфликт – научить выходить из него с минимальными потерями.
    В детском саду у дошкольников можно наблюдать два типа конфликтов: внешние и внутренние
    Внешние очевидные конфликты у дошкольников порождаются противоречиями, возникающими при организации ими совместной деятельности или в процессе нее. Они имеют ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми путем самостоятельного установления нормы справедливости. Внешние конфликты полезны, они представляют ребенку право на ответственность, на творческое решение трудной ситуации.
    Внутренний психологический конфликт возникает у дошкольников в условиях их ведущей игровой деятельности и большей частью скрыт от наблюдения. Он вызывается противоречиями, связанными не с организационной частью деятельности, а с самой деятельностью. Такие противоречия не могут преодолеваться детьми без помощи взрослых. В условиях этих противоречий ущемляется внутренний эмоциональный комфорт ребенка. Он не может удовлетворить своих существенных потребностей, возникает психологическая изоляция от сверстников.
    Причины возникновения конфликтов между дошкольниками.
    При выявлении причин возникновения конфликтов Я.Л. Коломинский и Б.П. Жизневский исходили из того, что игра, обладает определенной коммуникативно-организационной основой. Они предположили, что конфликты между детьми возникают именно при решении подобных коммуникативно-организационных задач. В связи с этим были выделены семь основных причин возникновения конфликтов: разрушение игры; по поводу выбора общей темы игры; по поводу состава участников игры; из-за ролей; из-за игрушек; по поводу сюжета игры; по поводу правильности игровых действий.
    Причины конфликтных ситуаций зависят от возраста.
    В 2-3 года дети чаще всего ссорятся из-за игрушек, которые не получилось поделить, и сломанных сооружений. В этом возрасте малыши проходят очередной этап становления личности – на некоторое время становятся ярыми собственниками и очень остро переживают посягательства на «свои» вещи. При этом полноценно выражать эмоции словами дети пока не умеют. Поэтому конфликты обычно решаются с помощью физической силы, плача и привлечения взрослых.
    К 4-5 годам дети в детском саду начинают все активнее взаимодействовать друг с другом. На первое место выходят споры из-за выбора совместных игр, желания или нежелания играть вместе.
    В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) поводы для конфликтов становятся еще разнообразнее – у детей могут быть разные взгляды на правила и сюжет игры, распределение ролей, поведение игроков.
    При этом были выделены следующие способы воздействия детей на других участников игрового конфликта:
1. «Физическое воздействие» - сюда включены такие действия, когда дети, толкают друг друга, дерутся, а также отнимают игрушки,
2. «Опосредствованное воздействие» - в этом случае ребенок воздействует на соперника через других людей. Сюда отнесены жалобы на сверстника воспитателю, плач, крик с целью привлечь внимание взрослого.
3. «Психологическое воздействие» - сюда отнесены такие способы воздействия на соперника как плач, крик, когда ребенок не объясняет своих притязаний, а оказывает на соперника определенное психологическое давление.
4. «Словесное воздействие» - в данном случае средством воздействия является уже речь, но это главным образом различные указания сопернику, что он должен делать или чего он делать не должен.
5. «Угрозы и санкции» - сюда отнесены такие высказывания, в которых дети предупреждают соперников о возможных негативных последствиях их действий, - например, «А я расскажу»; «Я с вами не буду играть» и т.п.
6. «Аргументы» - сюда отнесены высказывания, с помощью которых дети пытаются объяснить, обосновать свои притязания или показать неправомерность притязаний соперников. Это высказывания типа «Я первый», «Это мое», «Надо делиться». и т.д.
    Из-за каких детей чаще всего происходят конфликты в детском саду?
    В любом дошкольном учреждении есть дети, у которых или из-за которых чаще всего происходят конфликтные ситуации. У них могут быть разные модели поведения:
Агрессивный – раздражается, когда его не слушают, задирает окружающих.
Жалобщик – всегда находит повод для недовольства и высказывает его.
Молчун – ведет себя спокойно, мало говорит, поэтому другим детям и воспитателю сложно понять, чего он хочет.
Всезнайка – считает, что только он знает, как и что делать.
Нерешительный – долго принимает решения, боится ошибки.
Максималист – хочет всё и прямо сейчас.
Скрытный – затаивает обиды и может отомстить обидчику, когда тот уже забыл о своем проступке.
Лгун – распространяет ложную или непроверенную информацию, перекладывает свои проступки на других.
    Дети, из-за которых возникают конфликты, стремятся к общению со сверстниками, но не умеют этого делать из-за особенностей характера, воспитания. Многие из них с помощью споров и ссор пытаются самоутвердиться в коллективе.
    Как разрешить детский конфликт в дошкольном учреждении, если он все же произошел?
    Далеко не все конфликтные ситуации между детьми требуют вмешательства взрослых. Небольшие ссоры обычно разрешаются сами собой. Они крайне важны для социализации, учат детей самостоятельному разрешению конфликтов, способности находить компромисс.
    Если же конфликт серьезный, воспитателю нужно не просто призвать детей к порядку. Он должен стать посредником в споре и решить его одним из способов:
найти компромисс, который удовлетворит всех участников конфликта;
частично или полностью устранить причину ссоры;
изменить цели конфликтующих;
достичь соглашения по спорному вопросу.
    Например, два мальчика в группе детского сада поругались из-за того, что один хочет строить из конструктора башню, а второй – вертолет. У воспитателя несколько вариантов, как помирить спорщиков:
достать второй конструктор;
предложить разделить конструктор – каждому отобрать нужные для постройки детали;
предложить собрать из конструктора вместе что-то новое, например, мост;
предложить построить сначала башню с вертолетной площадкой, а потом и сам вертолет.
    Если конфликт сопровождается слезами и агрессией, детей нужно сначала развести в стороны и успокоить, и лишь потом пытаться выяснить причины ссоры и найти пути ее разрешения. Важно, чтобы это происходило без свидетелей. Нужно выслушать мнение каждого из участников ссоры. После того, как будет достигнут компромисс, стоит закрепить полученный урок – спросить детей, поняли ли, из-за чего возник конфликт, как они будут действовать, если ситуация повторится.
    Как предотвращать конфликты детей в детском саду?
Существуют основные методы профилактики конфликтов:
    1 метод - детская коллективная деятельность выступает основным методом профилактики конфликтов дошкольников. Участвуя в совместной деятельности, дошкольник учится уступать желаниям сверстников, аргументированно убеждать их в своей правоте, прикладывать усилия к достижению общего результата. В этом случае профилактика конфликтов происходит в процессе развития навыков общения детей со сверстниками.
    2 метод - личный пример педагога. Как известно - «Ворчанием наскучишь, а примером научишь!» Можно выделить 4 принципа, в соответствии с которыми педагог может повлиять на воспитанников личным примером:
1. Уважение и принятие ребенка в любой ситуации.
2. Всем детям дошкольного возраста необходим внешний контроль за поведением.
3. Воспитательные приемы более эффективны, когда действие их постоянно, а не временно.
4. Обучая бесконфликтному общению чаще используйте поощрение.
    3 метод - убеждение. Убеждение может реализовываться через такие приемы, как рассказ, беседа, положительный пример и т.д. Для доверительных бесед с детьми в группе может оборудована «Скамья примирения», где либо дети, либо педагог с ребёнком могут посидеть и доверительно поговорить, обсудить проблему и конечно помириться.
    Цель педагога в профилактике конфликтов – объяснить детям, что в общении с окружающими нужно уметь договариваться, высказывать свою точку зрения и выслушивать чужую. Для этого в рамках воспитательной работы нужно:
Установить в группе правила поведения: не толкаться, не драться, не использовать обидные прозвища, не отнимать друг у друга игрушки, спрашивать разрешения, если хочешь взять чужую вещь и т. д.
Беседовать о реальных или вымышленных конфликтных ситуациях, подталкивая детей к анализу – спрашивать, из-за чего произошла ссора, как бы они чувствовали себя на месте каждого участника, как можно примирить враждующие стороны. Описание реальных конфликтов, которые были в группе, нужно строить так, как будто они произошли с другими детьми.
Устраивать сюжетно-ролевые игры, показывающие примеры правильного и неправильного поведения в конфликтных ситуациях. Также можно использовать для этого сказки, мультфильмы.
Поощрять детей, которые стараются избегать конфликтов, умеют корректно себя вести.
Объяснять детям, что любую спорную ситуацию можно разрешить путем компромисса, не прибегая к помощи воспитателя.
Педагогу важно помнить, что необходима постоянная системная работа для того, чтобы эти договоренности стали для детей внутренними установками.
                                                                  Литература.
1. Формирование бесконфликтной образовательной среды: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Е. К. Погодина, В. В. Мартынова, Е. Л. Евдокимова.- Минск : Национальный институт образования, 2021. - 184 с.
2. Горднеева Н.Р. Управление конфликтом в дошкольном учреждении. / Н.Р.Гордеева//Фундаментальная и прикладная наука: научный журнал – Челябинск: Издательство ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»; 2016.- № 4 (4) с. 46-49.
3.Интренет-источники:
https://works.doklad.ru/view/ICg7jM88ELw/all.html
https://adu.by/images/2022/02/Pogodina-formir-beskonflikt-sredy.pdf





Комментариев нет:

Отправить комментарий